По бойцу на каждого, или История одного выезда поискового отряда

Часть 1

 

Подготовка выезда поискового отряда это как в пословице: «Долго запрягают, но быстро едут». Так и у нас получилось в этот раз.  

На дворе уже стоял апрель, поля еще не засеяны, мартовская непролазная грязь подсохла – все карты в руки, бери да копай.

Долго спорили и совещались, куда же выехать.  Кого-то тянуло в леса, кто-то предлагал обследовать место переправы, но всех объединяло одно желание, выехать не просто побегать, сбив зимнюю оскомину, а найти бойцов, если очень повезет, установить имена, перезахоронить по-человечески, ведь именно для этих целей мы собрались вместе, много лет назад создав наш поисковый отряд.

Собралось нас ни много ни мало – 8 человек. Из этого и решили исходить, не всегда удается собрать такое количество, большинство выездов проходит группами 3-5 человек. Поэтому нашим многочисленным преимуществом нужно пользоваться. Много людей, значит можно обследовать значительную площадь, следовательно, нужно ехать в поле. 

Решили проверить знакомое нам уже поле, недалеко от города, разделенное на две части областной трассой, в свое время на нем была найдена часть линии обороны сентября 1941 из стрелковых ячеек, практически в каждой из которых находились погибшие воины.

Созванивались и совещались до позднего вечера пятницы, проверяли свои МД, покупали свежие батарейки, вытягивали с антресолей и шкафов рюкзаки и щупы, точили лопаты.

Выехали ранним субботним утром. Припарковав транспорт на обочине трассы, высадились в поле, прям как карательный отряд, готовый к прочесыванию местности, отличаясь лишь только тем, что вместо оружия в руках у нас были МД и лопаты.  Нас встретило перепаханное после сбора урожая осенью прошлого года поле, грязь подсохла, ходить удобно и приятно.

И тут начались знаки, подсказывающие, что мы на правильном пути. В небе над нами появился клин журавлей, которые жалобно крича, пролетели над нашим полем. «Все, сегодня точно солдатиков найдем», – произнес немногословный Серега, гуру поиска со щупом и один из самых опытных поисковиков нашего отряда. 

После этих слов мы с двойным усердием стали прозванивать поле. Прошло немного времени и Юрий – командир нашего отряда – нашел хвостовики от немецких минометных мин. «Это верный признак того, что позиции где-то здесь, немцы обычно кучно обрабатывали наши окопы минами, перед тем как перейти в атаку», – сказал он и оказался прав. 

У него глубокий стабильный сигнал, начинаем зачищать площадку и раскапывать вглубь.

 

 

Пошли сгнившие  патроны от трехлинейки – значит, это позиция, мы на верном пути. 

 

 

Лопата коснулась металла, из земли стали вырисовываться  контуры лежащих рядом, трехлинеек. 

 

 

Аккуратно извлекли их, стволы погнуты, тыльников от прикладов нет – следы прошедшей здесь саперной команды Вермахта, зачищавшей местность после боя.

Позиция все еще звенит, взмах лопаты, и земля обнажила  солдатский ботинок – боец! 

 

 

Нет, двое! А под ними ротный 50 мм миномет без сошек и с пробитым осколком стволом – это был последний рубеж двух наших минометчиков...

 

 

Работа для нас только начиналась…

 

P.S. Описанные события происходили в соседнем государстве, несколько лет назад. При выезде присутствовали представители правоохранительных органов, которым были переданы все части, остатки, фрагменты стрелкового оружия, боеприпасов найденных за время этого выезда, хотя они и были уже давно деактивированы временем.

Продолжение следует…

Дмитрий Белявский

Читать на ЯндексДзен