Камская речная флотилия Колчака

Боевые действия в ходе Гражданской войны в России велись не только на земле, но и на воде – в озерах и реках. Несмотря на то, что они были довольно интересными и драматичными, о них мало кто знает и помнит среди широких масс населения нашей страны. А ведь сражения на воде были делом очень масштабным: за годы Гражданской войны речные и озерные флотилии выпустили снарядов больше, чем все корабли Российской империи в ходе полыхавшей совсем недавно Первой Мировой. И это при том, что там война была мировая, а здесь разворачивался сугубо внутренний конфликт – хоть и с участием внешних сил, конечно.

Одним из самых драматичных и эффектных событий, связанных именно с войной на реках, было уничтожение Камской речной флотилии Колчака. Уничтожение этих кораблей поставило точку в боях на реках и озерах. Это был, можно сказать, финальный аккорд боевых действий Гражданской войны на воде.

Но, как водится, начнем с начала. Камская речная флотилия была создана в конце 1918 года, сразу после захвата белыми Перми. В момент захвата в городе было сосредоточено много судов, были среди них и грузовые баржи, и пассажирские корабли, и пароходы, и рыболовецкие суда. Эта масса плавательных средств не осталась без внимания, и в быстром темпе суда переоборудовали под военные нужды. Это и была основа Камской флотилии. 

Командование над новым военным формированием было поручено контр-адмиралу Михаилу Смирнову, сподвижнику Колчака. 

 

Начальник Камской флотилии контр-адмирал Михаил Смирнов и начальник белогвардейской гидроавиации лейтенант Всеволод Марченко.

 

Михаил Иванович Смирнов – примечательная личность. С юных лет выбрал себе путь, связанный с морем: поступил в Морской кадетский корпус, служил в Штабе начальника Эскадры Тихого океана, позже – старшим офицером на линкорах «Слава» и «Пантелеймон». В 1914 году блестящая карьера продолжалась, Смирнов вступил в командование эсминцем «Выносливый». Затем, наконец, произведен в капитаны и назначен начальником штаба командующего Черноморским флотом Российской империи. Был награжден Георгиевским оружием, семью русским и иностранными орденами, тремя медалями.

Окрябрьская революция 1917 года застала Смирнова в Вашингтоне, США, где он руководил морским отделом Русского заготовительного комитета. В ноябре 1918 прибыл на территорию России и занял пост контр-адмирала и управляющего морским министерством в правительстве Колчака. 

Так вот, получив под командование пермские суда, Смирнов сформировал из них Камскую белогвардейскую флотилию, или Речную Боевую флотилию (РБФ). В ее составе были 3 дивизиона речных боевых кораблей, дивизион тральщиков, гидроавиабаза и служба связи с более чем 40 кораблями и 12 несамоходными плавсредствами. Снаряжение для РБФ пришлось разыскивать по всему востоку России, включая Владивосток, а также за границей. 

 

 

Весной 1919 года силы флотилии были укреплены за счет прибывших из Владивостока англичан, которые привезли с собой поездом еще и орудия с крейсера «Саффолк», а также боеприпасы для батарей. Эти орудия были установлены на корабли Камской флотилии, благодаря чему их мощь серьезно выросла.

В мае 1919 года Камская речная флотилия прибыла в Елабугу и начала выполнение боевых задач. Задачи сводились, конечно, к противостоянию на Каме с красными, у которых тоже были какие-никакие корабли. Стычки длились практически весь май 1919 года. Район боевых действий был обширен: практически вся судоходная часть рек Удмуртии, да и интенсивность сражений впечатляла – бои возникали едва ли не каждый день. 

 

 

Кстати, для Белой армии боевые действия на Каме складывались куда удачнее, чем для Красной армии, из-за более совершенных английских пушек и снарядов к ним. Однако эта удача никак не повлияла на ход войны в целом, и даже именно на этом фронте она ни к чему не привела. Все дело в том, что на суше армия Колчака отступала. Его солдаты сдавались в плен и дезертировали, а дисциплина среди них практически отсутствовала. В конечном итоге красные подошли к Перми, а когда стало понятно, что город удержать не получится, командующий Смирнов приказал уничтожить корабли.

Все корабли были собраны в одном месте –  на пристани Левшино на Каме, в устье реки Чусовой. Из баков на берегу в реку был спущен весь керосин (более 3 тонн), после чего его подожгли. Разразилось грандиозное огненное «представление». Таким образом Михаил Смирнов уничтожил свою флотилию и все топливо, не желая отдавать врагу ресурсы.

Спустя несколько дней в Пермь прибыл человек из Совнаркома по фамилии Зайцев, который и составил отчет по данному событию. По его словам, ни одно судно восстановить не удастся, и даже просто идентифицировать корабли не представляется возможным, настолько сильно полыхал огненный шторм над рекой. Завалы из сгоревших кораблей разбирали до самого конца Великой Отечественной войны, а особенно во время нее, так как заводы испытывали сильную нехватку металла.

 

 

Интересно, что-нибудь осталось на долю поисковиков?

П. Макаров

Читать на ЯндексДзен