Крымская война.Тайна «Черного Принца»

 

Всегда интересны загадочные истории, связанные с родным городом. Лично меня всегда увлекали рассказы коренных севастопольцев. С малых лет мне твердили взрослые: «Кто не знает свою историю, тот не знает своего будущего». И я до сих пор держу ее в голове. Поэтому я всегда с трепетом относилась к историческому прошлому...

 

Балаклавская бухта

 

Первое мое путешествие в Балаклаву было в 8 классе. Наша классная руководительница рассказывала, когда был основан город, кто здесь жил, как проходили сражения в Балаклавской бухте, в каком доме жила поэтесса Леся Украинка. Когда мы стояли, слушая рассказы и разглядывая пейзаж, к нам подошел невысокий старичок с удочкой в руках и небольшим уловом. Он приостановился и с интересом тоже стал слушать нашего оратора.

Как ни странно, когда мы начали подниматься в гору, к Генуэзской крепости Чембало, он пошел с нами. Как приличный человек, он спросил, можно ли ему с нами, учительница ответила согласием. Подъем был нелегким для старичка, он тихонько, пыхтя, поднимался вместе с нами.

 

Генуэзская крепость - Чембало

 

С большим трудом мы всей группой поднялись на гору. Был солнечный день, начало лета, теплый ветер согревал, солнце ярко светило, а море переливалась в его лучах. Подслушивая разговор между учительницей и старичком, выяснила очень интересный факт.

Оказывается, старичок тот всю свою жизнь прожил в Балаклаве. Он рыбак в пятом поколении и последний раз на горе, где стояла Генуэзская крепость, был 10 лет назад. Услышав, что дети поднимаются вверх, решил пройтись, несмотря на свой возраст. Присев на камень, закрыв глаза, он вдохнул свежего, морского воздуха и улыбнулся.

Решив присесть рядом с ним, я, как обезьяна-повторюшка, повторила все его действия. Из любопытства, я начала расспрашивать его, почему он так давно здесь не был и почему только сейчас решил сюда подняться. Рассказ был настолько интересным, что я решила поведать его вам.

В 50-х годах, когда старичок был еще мальчишкой, отец всегда брал его с собой на рыбалку, так как хотел, чтобы он продолжал его дело, как и многие поколения предков.

А надо сказать, после Великой отечественной, в 1957-ом году, Балаклава стала закрытым городом, т. к. там были секретные строения, позже их комплекс назвали «Объект 825 ГТС». Там хранились и, предположительно, изготавливались 6 видов ядерного оружия. До конца холодной войны благодаря этому объекту в Балаклаву было не так-то просто пробраться. Но все равно, конечно, там жили люди, работали, рождались и умирали.

 

«Объект 825 ГТС» - сегодня музей.

 

Каждое утро, когда еще не пропели первые петухи, мальчик со своим отцом садились в лодку и выходили в море. Не с главной бухты, т. к. она была закрыта для всех (там строились атомные подводные лодки), а с Серебряного пляжа, который находится восточнее Балаклавы. Чтобы заинтересовать ребенка, отец рассказывал всякие байки родных мест: про древних греков, завоевателей-османов, время царской России. В один из таких выходов в море отец поведал историю о «Черном принце».

По лицу старичка, было сразу ясно, что он был рад рассказать мне эту легенду так, как 60 лет назад рассказывал ему его отец. Рассказывал он просто - как то да сё было, шло, да и прошло. Но все равно, я была под впечатлением. В дальнейшем я уточнила свои сведения об этой легенде. И вот что мне удалось узнать.

 

Крымская война (1853-56 г.г.) началась из-за того, что дипломаты России и Франции не смогли договориться по вопросу, кому же должны принадлежать ключи от церкви Рождества Христова в Вифлееме. Франция требовала, чтобы ключи, которыми на то время владела православная община, были переданы католическому духовенству. При этом французы ссылались на договор с Османской империей от 1740 года, по которому Франции предоставлялось право контролировать христианские святые места в Палестине. Россия отстаивала своё право, приводя два документа - фирман султана от 1757 года, восстановивший права Православной церкви в Палестине, и Кючук-Кайнарджийский мирный договор от 1774 года, дававший России право защищать интересы христиан в Османской империи.

Конечно, это был лишь повод. Причиной было господство на Черном и Средиземном море, как всегда. Но в итоге в пекле Крымской кровавой войны погибло огромное количество людей - как среди защитников Российской Империи, так и среди войск противников (Британской, Французской и Османской империи). Один момент Крымской войны очень важен для нашей с вами истории о «Черном принце».

8 ноября 1854 года английская эскадра в размере десяти кораблей прибыла на внешний балаклавский рейд. Задача стояла - укрепиться в бухте. Вместе с эскадрой, опустив свои два якоря, прибыл и британский фрегат под названием «Принц».

 

chernyi-prints-04

 

Через пять дней над Крымским полуостровом пронесся юго-восточный ураган невиданной силы. На прибрежных скалах Балаклавской бухты погибло тридцать четыре корабля. Эта учесть постигла и «Принца». 

Легенду о нем неоднократно описывали историки и писатели, среди них был и классик Александр Иванович Куприн, и сатирик Михаил Зощенко.

Что же до конкретных данных, то в начале войны английское правительство зафрахтовало для перевозки войск и амуниции в Крым более двухсот торговых судов. Все они принадлежали не государству, а частным предпринимателям. На борту «Принца», как сообщалось в  газете «Иллюстрейтед Лондон Ньюз» от 16 декабря 1854 года, «находились вещи 36700 пар шерстяных носков, 53000 шерстяных рубах, 2500 постовых тулупов, 16000 простынь, 3750 одеял. Кроме того, еще можно назвать число спальных мешков — 150000 штук, шерстяных рубашек — 100000, фланелевых кальсон — 90000 пар, около 40000 одеял и 40000 непромокаемых шапок, 40000 меховых пальто и 120000 пар сапог».

 

chernyi-prints-05

 

Да, корабль, о котором идет речь, назывался «Принц», и никакой приставки «Черный» и в помине тогда не существовало. Почему же сегодня он именно «Черный»? Дело в том, что фрегат был покрашен в черный цвет.

В общем, война еще не успела закончиться, как слухи расползлись моментально. Все судачили о том, что у берегов Крыма погиб английский фрегат «Черный принц» с огромным грузом золота. 

Шквал слухов привел к тому, что корабль «Черный принц» и его исчезновение обросли легендами. Так, стоимость затонувшего с кораблем золота возросла до шестидесяти миллионов франков. В 1897 году газеты уже писали о том, что «Принц», громадный корабль английского флота, вез из Англии значительное количество серебряной монеты и 200000 фунтов стерлингов золотом для уплаты жалованья английским войскам в Крыму.

Корабль искали одинаково безуспешно итальянцы, американцы, норвежцы, немцы. Примитивная водолазная техника тех времен не позволяла опуститься достаточно глубоко. В 1875 году, когда уже был создан водолазный скафандр, во Франции учредили крупное акционерное общество с большим капиталом для поиска пропажи. Французские водолазы обшарили дно Балаклавской бухты и все подходы к ней, нашли более десяти затонувших кораблей, но «Черного принца» среди них не оказалось. Работы велись на огромной для конца прошлого века глубине.

Изобретатель Джузеппе Растуччи возглавлял экспедицию в 1901 году. Через несколько недель после начала работ ему удалось найти железный корпус большого корабля. Итальянские водолазы подняли со дна металлический ящик со свинцовыми пулями, подзорную трубу, винтовку, якорь, куски железа и дерева. Но... ни одной монеты. Весной 1903 года итальянцы покинули Балаклаву, с тем чтобы через два года снова прибыть на место поисков. На этот раз, уже совсем в другом месте, они обнаружили еще один железный корабль. Никто до сих пор не знает, был ли это «Черный принц» или какой-либо другой корабль. Золота опять не нашли.

 

chernyi-prints-07-

Балаклава, начало XX века.

 

В 1922 году один ныряльщик-любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Так мир снова заинтересовался «Черным принцем». Посыпались предложения одно другого фантастичнее. Один изобретатель из Феодосии утверждал, что «Черный Принц» наверняка лежит на дне в самой бухте.

Если почитать, сколько было потрачено денег, государствами, на поиски корабля, то примерно выходит, что Франция на поиски клада истратила полмиллиона, Италия — двести тысяч, Япония — почти четверть миллиона рублей золотом, в то время как Англия даже ни разу не предприняла попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота Ее Величества. Бросается в глаза еще один немаловажный факт. Почти все исторические материалы, относящиеся к периоду Крымской войны, не упоминают, что на борту «Принца» к тому времени, когда он прибыл на балаклавский рейд, было золото.

 

chernyi-prints-06

 

Однажды, когда я общалась на крымских раскопках с ребятами, они поведали мне еще одну историю. Во времена 90-х годов пара водолазов-любителей ныряли в бухте. Как и что они конкретно делали не известно. Но разбогатели вмиг. Открыли дайверскую школу, развивали это хобби, так как были большими любителями этого увлечения. Под веселое «зелье» с друзьями, они рассказывали, что якобы нашли сундук с золотыми монетами (или слитками, не совсем ясно). Что это был за клад, чей он был, советские это слитки, или золотые монеты знаменитого «Черного принца», так и не известно, как и само нахождение этих ребят.

 

Дарья Гуменюк