Копоушки – только предмет личной гигиены? Продолжение.

Что попадает под катушку металлоискателя.

Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать.

Копоушка

Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.

Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э.

В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.

Копоушка

Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.

Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.

Копоушка
Из туалетного набора 1695 год.

Почему же этот предмет туалета так часто теряли?

Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.

В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.

Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.

Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.

Копоушка

В общем, понятно, потерять их было проще простого, что и происходило, нам на радость...

На мой взгляд информации достаточно, что бы сделать вывод - копоушки, как и многие другие предметы быта в обиходе средневекового человека одновременно несли и утилитарно-бытовую, и сакральную нагрузку, а кроме того были конечно же украшением. Это как раз и называется полифункциональный предмет.

Копоушка
Пример использования – куда уж нагляднее.

Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.

Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история. Причём история, в которой пока хватает белых пятен и кому как не нам заполнить эту пустоту.

Д. Нукратец.