О чём рассказывают клады? Часть 2


Мы, ужаленные прогрессом, привыкли свысока смотреть на технологии древних, считая их грубыми и примитивными. Говоря мы, я имею в виду современное общество в целом. На этом фоне представители поискового сообщества, безусловно, выделяются из общей массы интернет - зависимых айфонолюбов.

Всё-таки приборный поиск включает в себя не только активное времяпровождение на свежем воздухе. Это ещё и инструмент познания нашей истории через изучение материальной культуры предков. Причём знания мы получаем напрямую, минуя посредников от науки. Которые, что греха таить, порой вынуждены рассматривать интереснейшие археологические открытия (находки) через призму соответствия мнению руководства.

С другой стороны - когда поднимаешь очередную находку, ощущаешь дух того времени. Возникает непрерывная связь времён. Потому-то люди, увлечённые приборным поиском, надёжно привиты от болезни доморощенных историков, никак не желающих признать за нашими далёкими предками недюжинную сообразительность и способность самостоятельно что-то создавать. На какой бы необычный древний артефакт не упал взгляд этих деятелей, во всём им видится наследие атлантов или «рука из космоса».

Но, ближе к делу.


Как раз Бородинский (Бессарабский) клад служит отличным примером тому, насколько высок на самом деле был уровень развития общества на огромных территориях от Сибири до Чёрного моря.

Этот клад, по сути, является комплексом предметов, который одновременно подтверждает и совершенство технологий, и размах товарообмена уже во втором тысячелетии до н.э.


Образцы технологии.

Копья из Бородинского клада отлиты целиком в двусторонних литейных формах. Такая техника литья говорит о высоком мастерстве древних металлургов.

После отливки мастер убрал все литейные швы, а поверхность отшлифовал и выровнял. Сами лезвия ещё и тщательнейшим образом прокованы, но вот края заточены не полностью, а лишь в ближней к острию части пера. Вероятно, драгоценный металл очень берегли и пытались избежать его потери при полной заточке.

Предметы из Бородинского клада.

После полировки на втулках трёх наконечников копий и на поверхности пера одного из них был нанесён при помощи миниатюрных чеканов высокохудожественный орнамент. Очевидно, что поработал опытный ювелир. И это не всё, втулки копий были инкрустированы листовым золотом 750-й пробы.

Орнамент на наконечнике копья из Бородинского клада.
Орнамент на наконечнике копья из Бородинского клада.

Узоры на всех трёх втулках копий Бородинского клада различаются, что тоже представляет немалый интерес.

Точно такие же копья, но сделанные из бронзы, были обнаружены в Поволжье, Северном Казахстане, Приуралье и Сибири. Они найдены в богатых захоронениях и датируются временем близким к середине 2 тысячелетия до нашей эры.

В фондах Государственного исторического музея находятся копья из серебра и бронзы из Турбинского могильника, который располагается на берегу р. Камы напротив устья р. Чусовой. И на втулках некоторых их этих копий тоже присутствует рельефный орнамент.

Клады в музеях

Погребальный комплекс – эпоха бронзы.
Погребальный комплекс – эпоха бронзы.

Святилище эпохи бронзы – разрушено во время строительства Днепрогэса.
Святилище эпохи бронзы – разрушено во время строительства Днепрогэса.

Но надо признать, все они отделаны куда проще, нежели копья из Бородинского клада.

Некоторые из узоров орнамента Бородинских копий находят свои аналогии в различных культурах материковой Евразии, другие же, например, такие как узоры из спиралей и свастики – в культурах Эгейского мира.

То есть орнаментация наконечников копий из Бородинского клада это сплав различных культурных влияний, оригинально переработанный местными мастерами.

В первой части статьи я упоминал о том, что в составе клада были кинжал и булавка. Они по технике изготовления близки к наконечникам копий. Такими булавками обычно скреплялись плащи, и украшалась одежда, но эта слишком массивна. Длина более 31 сантиметра и вес 173,5 грамма. Скорее всего, её использовали как парадное украшение.

Наконечники копья из Бородинского клада

Тем более что ромбический щиток булавки украшен богатым орнаментом.

Какие выводы мы можем сделать на основании проведённых учёными исследований?

Серебряные копья и кинжал заточены только один раз, и то не по всей длине лезвия. Выходит в качестве боевого оружия они не использовались.

Может быть, в ритуальных целях при жертвоприношениях? Но и тогда их приходилось бы точить хотя бы изредка. Если символы власти конкретного человека, то почему их так много? К тому же в захоронении находились ещё и несколько топоров с тремя булавами.

Опять вопросов больше чем ответов.


Но вот одно очевидно: и серебряные копья, и булавка, и кинжал хотя имеют свои аналогии в различных культурах (Эгейского мира, Сибири, Восточной Европы) – представляют собой смешение очень далёких друг от друга восточных и юго-западных влияний.

Мастера, создавшие всё это великолепие, не только видели оригинальные изделия, но и владели техникой их изготовления. А это в свою очередь означает, что даже в столь далёкую эпоху торговый и информационный обмен имел широкое распространение на НАШЕЙ территории. И что особенно показательно, это происходило задолго до времён летописных или как сейчас принято говорить – исторических.

продолжение следует...

Д. Нукратец.