Грани нашей истории. Русские "ниндзя". Часть 3


- Да что ж это за характерник, дедушка?
- Характерник бывал человек очень разумный и знал всякую
всячину; его и пуля не брала, и сабля не рубила; у него на
всё было средствие и способ, на всё хорошее слово и польза.
Характерники знали все броды, все переправы по Днепру и
другим речкам; характерник из воды выводил сухого и из
огня мокрого, у них была лыцарская совесть и добродушие...

Писатель Евгений Гребёнка.
Роман «Чайковский», 1843 г.

История сохранила для нас в народных преданиях имена некоторых казаков считавшихся современниками характерниками. Но тут надо учитывать, что записывались эти предания по большей части в 19 веке, а первые упоминания о казаках – характерниках появились не позднее 16 века.

Казаки. Русские ниндзя

Легенды донесли до наших дней образы последних запорожских галдовников (колдунов-чародеев), доживавших свой век уже после того, как Сечь прекратила своё существование, на хуторах и пасеках, где они «плодили пчелу».

Среди них казак Джереливский, который сам ковал и заговаривал ружья, запорожцы Канциберы, заколдовавшие свои деньги и спрятавшие их в земле, старые сечевые деды Пластун, Усатый и Довгый.

Интересно, что даже когда минуло много лет после смерти этих казацких колдунов, люди не осмеливались селиться в тех урочищах, поскольку случайные очевидцы утверждали, будто бы слышали, как нечистый там выл, кричал и хохотал на всю плавню.

Ещё больше информации можно найти о таких казаках – характерниках как Семён Палий, Григорий Сагайдачный, батько Харко (Захарий Чепига), казак Кравчина.

Ну и, конечно же, самым известным атаманом - характерником считается Иван Сирко. Тот самый, который написал письмо турецкому султану.

Илья Репин «Запорожцы».
Илья Репин «Запорожцы».

Его знаменитые слова из этого письма: «Не будешь ты даже свиней у христиан пасти...» К сожалению, остальные строки я не могу цитировать по цезурным соображениям. Но думаю, желающие легко найдут их в сети.

Иван Дмитриевич Сирко родился около 1610 года. Умер в 1680 году. Кошевой атаман Запорожской Сечи в течение 12 лет (с 1663 года). За период пребывания в должности атамана провёл 54 сражения, при этом ни разу не оказался побеждённым. Участвовал он и в Тридцатилетней войне, сражаясь на стороне французов. Турки и татары прозвали Ивана Сирко Урус – Шайтан. Обратите внимание, враги называли его Урус, что значит русский!

Иван Сирко
30-летняя война. Казаки на стороне французов.

К примеру, он подставлял при свидетелях руку под удар острого, тяжёлого турецкого ятагана, и на ней оставался лишь синий след от удара.

По преданию, в 1812 году казаки три раза обнесли руку Ивана Сирко вокруг занятой французами Москвы, и судьба великой армии была решена. Описаны и другие случаи, когда даже в посмертии знаменитый атаман помогал в бою своим потомкам. После смерти кошевого, как гласит предание, запорожцы отрезали правую руку его (по его же завету) и с ней ходили на войну, а в тяжёлой, безвыходной ситуации выставляли её вперёд, говоря: «Стой, душа и рука Сирка с нами!». И только после разрушения Запорожья казаки схоронили руку атамана. А 1812? Выкопали что ли?

Атаман Иван Сирко

Но, как бы там не обстояло дело с рукой для 17 века Иван Сирко, безусловно, был личностью выдающейся. И друзья, и недруги одинаково отзывались об атамане-характернике, как о человеке необычайных военных талантов. Именно при нём Запорожская Сечь достигла величайшей силы и могущества.

Атаман Иван Сирко
Атаман Иван Сирко

Конечно, в памяти народной не сохранились многие имена, забылись свершения и подвиги.

Казаки Характерники

Но главное, что о знаменитых чудо–бойцах помнят до сих пор, во всяком случае, в казачьих районах России. Теперь немного о казаках–характерниках и религии.

Как я уже упоминал ранее, возможно, что после крещения Руси, преследуемые отказавшимися от веры предков князьями, волхвы и воины-охранники языческих храмов образовали тайные общества. И в отдалённых от густонаселённых районов местах начали создавать Сечи. Есть, на сей счёт небезынтересное исследование В. Пилата (полезно, но не однозначно). Острова Днепра, побережья Буга и Днестра, Карпаты и покрытая густыми лесами часть тогдашней Руси – там вероятно и основали волхвы школы боевой подготовки, в которых путь воина к вершинам мастерства опирался на исконную веру, вековые обычаи и обряды. Да, о казаках-характерниках мы узнаём только в 16 веке, но здесь уместно будет вспомнить о таинственных предшественниках казачества – степных бродниках, вигонцив галицких и некоторых других военных общинах. Ведь неспроста и Запорожская Сечь появилась на острове Хортица.

продолжение следует...

Д. Нукратец.