Особенные находки. Змеевики. Часть 2

Что попадает под катушку металлоискателя.

Обратная сторона змеевика прилегала к груди владельца и обычно была недоступна взору окружающих, на ней наиболее распространены два сюжета и оба восходят к античности. Первый вариант изображения - отрубленная голова Медузы Горгоны со змеями, вырастающими из неё, второй – змееногая дева, прародительница скифов, тоже окружённая змеями. Голова Медузы заимствована из очень древнего и хорошо известного мифа о подвигах Персея, отрубившего обращающую своим взглядом в камень голову чудовища и с помощью этого оружия разбиравшегося со своими врагами.

Куль-Оба 4 в. до н.э. В скифском искусстве охраняющий, магический характер изображения головы Горгоны отлично представлен на заклинательной чаше-омфалосе 4 в. до н.э. из Куль-Обы (Керчь).

Какие-то отголоски мифа о Персее бытовали и в древней Руси, например, об этом рассказывается в русской «Александрии» (Александрия русских хронографов), как об одном из подвигов Александра Македонского, будто бы отрубившего наводящую ужас голову «Горгонии».

Что касается змееногой богини, второго варианта изображения на обратной стороне амулета, то здесь совершенно очевидна связь со скифской легендой о происхождении скифов (кочевых) от Геракла и змееногой девы. В отличие от мифа о Персее, может считаться чисто скифской спецификой.

В качестве примера можно рассмотреть самый известный из древнерусских змеевиков, так называемую «Черниговскую гривну Владимира Мономаха».

Золотой змеевик Владимира Мономаха,
другое название «Черниговская гривна Владимира Мономаха».
Черниговская гривна Владимира Мономаха

Вот уж находка, так находка. Тут и в самом деле, не мудрено сойти с ума от всплеска эмоций, когда в вывернутом лопатой коме земли блеснёт подобное чудо.

Это очень большой золотой змеевик, который, по-видимому, действительно принадлежал самому Владимиру Мономаху. И был им утерян во время охоты на речке Беловосе под Черниговом, где Мономах княжил с 1076/78 по 1094 г.г. Этими же годами принято датировать и амулет-змеевик.

Сердцевина оборотной стороны змеевика занята сложной композицией из десяти драконо-змей, окружающих фигуру, у которой верхняя часть туловища женская, а нижняя змеиная, её руки и ноги переходят в змеиные извивы, завершающиеся драконьими головами. Так же оборотная сторона содержит обычную надпись заклинания от «истеры» - дъны и вторую надпись: Г(оспод)И, ПОМОЗИ РАБУ СВОЕМУ ВИСИЛИЮ. АМИН. Василий – крёстное имя Владимира Мономаха.

На лицевой стороне изображение архангела Михаила, покровителя Киева, далее идёт кольцевая греческая надпись, затем изображена кольцевая волнистая линия (мировой океан, не в географическом смысле конечно?), а по внешнему краю даны символы растительной силы (крины), обращённые вовне: «Пусть всё растёт и процветает».

Красота непередаваемая, искусство мастеров вызывает величайшее восхищение.

Кстати сказать, по мнению некоторых исследователей, подобные композиции (голова Медузы Горгоны и скифская змееногая богиня) на территории Руси встречаются, чуть ли не чаще, чем в Греции, где некогда и появился миф о Персее.

Всё-таки двоеверие являлось далеко не только результатом терпимости РПЦ к языческим верованиям. Да и была ли эта терпимость на самом деле? А вот показателем нежелания отказаться от веры предков, как в кругах русской аристократии (князей, боярства), так и среди простых людей, двоеверие можно считать наверняка. Значит и после принятия христианства язычество развивалось, совершенствовалось и вырабатывало новые непрямолинейные методы соперничества с навязанной извне религией.

Суздальский змеевик
«Суздальский змеевик». Найден в 1890 году в Суздальском кафедральном соборе.

Возможно амулеты-змеевики, в какой-то мере придавали уверенности тогдашнему человеку - случись чего, новая вера, чужой Бог ещё неизвестно помогут ли, а уж заповеданные прадедами обережные знаки защитят наверняка.

По моему собственному мнению, вполне может быть, что ношению таких амулетов не препятствовала и сама церковь по одной простой причине. Устроители христианства на Руси тоже ведь не всегда шли напролом, действуя исключительно силовыми методами. Могло статься и так, что, безусловно зная о двойственном значении амулетов-змеевиков, православные священнослужители, глядя в будущее, попросту приучали людей к ношению предметов с христианской символикой и вере в них. Много встречается и другой христианской пластики, особенно домонгольского периода, где форма тех же крестов, например, близка к форме круга, которая была более привычной для язычников.

Амулет Змеевик

Но, как бы там ни было, змеевики сохранились до наших дней. Это редкая, ценная находка, следовательно, и распорядится ей необходимо очень аккуратно и умно. Таким артефактам место в музеях...

Написано с использованием материалов из статьи академика Б.А.Рыбакова «Язычество в городском быту 11-13 вв.».

Д. Нукратец.