Опричники – спасители Русского государства или кровожадные отморозки?

Выезжали опричники и в действующую армию, им приходилось вразумлять, приводить в чувство, так сказать, валявших дурака военачальников. Например, в 1572 году воеводы посланные брать ливонский город Кесь, вместо того, что бы заниматься осадой или подготовкой к штурму города, остановились в чистом поле и принялись «местничать» (спорить) выясняя кто из них важнее, родовитее да значительнее. При этом забрасывали царя челобитными с обвинениями друг на друга. Естественно, ни о каких боевых действиях в такой обстановке речи уже не шло, не до того было боярам. Царь дважды писал князю Тюфякину, что тот «дурует». Князь же, однако, не унимался. В конце концов, раздражённый таким безрассудным поведением своих горе полководцев Иоанн Васильевич прислал опричника Даниила Салтыкова с царским указом в кармане, тот дело не затягивал, отстранив зарвавшихся воевод, сам повёл войска к цели. И этот случай был далеко не единичен. Без постоянно занесённого над головой карающего меча опричнины, аристократов просто невозможно было заставить сделать что-то не ради собственной выгоды, а для блага государства.

Между прочим, опричниками стали и богатейшие русские купцы – торговые люди Строгановы. Мало того, даже их английские коллеги из Московской компании записались в опричнину.

Вообще говоря, боярство действительно постоянно плело заговоры против царя, при этом, не стесняясь сносится с внешними врагами государства, особенно с поляками и крымчаками. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документы той поры. Кроме того, скажем меня, как непрофессионального любителя изучения истории заинтересовавшегося данной темой наводит на определённые мысли вот что, зачем (если неправедные жестокости Ивана Грозного и его опричников так очевидны) нам врут уже четыре сотни лет, начиная с предателя князя Курбского и заканчивая нашим современником, известным режиссёром Лунгиным? Тот же Лунгин снимая свой знаменитый фильм о событиях 1567 года, выводит Иоанна Васильевича безбашенным психопатом, рвущим совершенно невинных людей. Но ведь они совсем небыли невинными! Тогда царь всего лишь дал адекватный ответ, полностью соответствующий духу времени, на попытку очередного государственного переворота. Но как бы, ни старались многочисленные переписчики, корректоры нашей истории ФАКТЫ – которые не удалось полностью скрыть и замазать, показывают, что суровые решения Ивана 4 определялись государственной логикой, а не маньяческим желанием кого-то убить и покалечить. А то, насколько сурово царь реагировал на государственную измену, зависело от нравов эпохи. Иван Грозный боролся с заговорами, как любой волевой сильный монарх 16 века – разгромом и жестокой казнью заговорщиков. Происки боярства против Иоанна Васильевича Грозного делало шансы русского государства на победу в Ливонской войне всё более призрачными. Даже историк 18 века, Василий Татищев писал, «он Казань и Астрахань себе покорил… и есть ли бы ему некоторых беспутных вельмож бунты и измены не воспрепятствовали, то бы, конечно, не трудно было завоёванную Ливонию и часть немалую Литвы удержать». Причём, писалось это уже в Романовские времена, а ведь именно стараниями Романовых Грозный царь предстал перед потомками сумасшедшим извергом.

Информационная война против Ивана Грозного
Такие гравюры были распространены в Германии.
Иван Грозный в образе чудовища на троне, посреди площади, заваленной телами казнённых.
Идеологическая, информационная война.

На самом деле, когда начинаешь проверять «факты», которые в наше время считаются вроде как всем известными и бесспорными, а в своих изысканиях опираешься исключительно на современные событиям источники, то картина репрессий времён правления Ивана Грозного вырисовывается совершенно отличная от привычной.

Чего стоят хотя бы события в Великом Новгороде 1570-го года! Действительно, тогда были казни бунтовщиков и заговорщиков, причём по большей части представителей правящих кругов Новгорода. Зато в сети или литературе можно встретить сообщения то о 60-и тысячах жертв, а то и о 200 тысячах!!! Откуда взялись эти ужасающие цифры, если после голода, неурожаев и чумы, всё население города составляло 15-20 тысяч человек?

И в то же время, большинство таких вот «историков» вообще не упоминают о земском соборе 1566 года, вместо этого просто упиваясь кровавыми подробностями бесчинств творимых опричниками, а ведь на нём (соборе) присутствовали служилые люди всех разрядов, так же торгово-промышленные люди и были приняты важнейшие для государства решения. Вы только представьте, выходит во времена такого «изувера» и «самодура» как Иван Грозный, своё слово на земском соборе могли сказать обычные, в общем-то, люди, получается власть учитывала пожелания народа?

К сожалению, к концу 17 века ситуация в корне изменилась.

Имеются данные, что за время опричнины опустели целые волости. Теперь есть повод задуматься, а что было тому виной – беспредел опричников или мор, неурожай, стихийные бедствия?

Опричник Многие западные и прозападные исследователи обожают смаковать подробности казней и пыток, происходивших в 16 веке, в период правления Ивана Грозного на Руси. Да и наши, отечественные «правдолюбы» демократы от истории с придыханием ведут бесконечный пересчёт жертв тирании Грозного царя. То говорят о 4 тысячах жертв, то о 7 тысячах, иногда о 12, это ещё самые умеренные. В общем, соревнуются – кто больше? Разумеется, жертвы были и немалые, только ведь прежде чем говорить о какой-то особой жестокости Ивана 4, надо придирчиво присмотреться и к тому, что происходило в западных царствах государствах в тот же период.

Что же, посмотрим.

Английский король Генрих 8, не задумываясь, подвергает казни семьдесят две тысячи своих подданных.

Оливер Кромвель в эпоху английской революции уничтожает 600 тысяч ирландцев! О чём те прекрасно помнят до сих пор. В 1525 году уничтожены 100 тысяч немецких крестьян, в то время благородные рыцари могли собрать и сжечь за один раз три тысячи безоружных людей.

Полностью уничтожены катары и бегарды, сотни тысяч вальденсов, истреблённых по большей части вообще без суда и следствия – это случилось в Провансе в 1545 году.

Воины Карла Смелого вырезали 50 тысяч человек в богатом торговом городе Льеж.

Почему-то западные историки не торопятся включать в свои учебники вот такую кратенькую зарисовку «от множества трупов выступившая из своих берегов река Аа гнала по Мюнстеру кроваво-багряные волны» - это об уничтожении анабаптистов в 1536 году.

Одним из основателей современной юриспруденции считается саксонский судья Бенедикт Карпцоф-младший, вынесший 20 тысяч смертных приговоров «ведьмам»!!!

Инквизиционные костры Испании – 40 тысяч человек.

Одна ночь в Париже, Варфоломеевская – 30 тысяч жертв, а ведь резня в ту ночь проходила не только в Париже. А Вандея, в исполнении тех же цивилизованных французов – 200 тысяч вандейцев, преимущественно крестьян уничтоженных самыми зверскими способами.

Список можно продолжать очень долго, но к чему? Итак ясно, «дикая» Русь далеко отстаёт в деле уничтожения себе подобных от цивилизованной Европы.

Известный историк Р.Скрынников тщательно исследует синодики, отчёты опричников, другие документы и приходит к выводу – по Новгородскому делу было казнено не более 1,5 – 2000 человек, это вообще, не только в самом Новгороде. А ведь здесь речь шла о государственной измене, грозящей Руси потерей богатейших территорий.

Исследования Р.Скрынникова, ясно показывают, что псевдоисторики приписали свирепости Ивана Грозного всех жертв эпидемии чумы и голода в Северо-Западной Руси 1568-1571 годов.


И ещё один очень интересный факт. Оказывается, бесследно пропали многие сыскные дела времён опричнины, произошло это на рубеже 18-19 веков. Кто-то очень не хотел, что бы когда-нибудь можно было точно узнать, почему Иоанн Васильевич казнил без всякой жалости некоторых своих подданных.

Итак – об опричнине и опричниках исписаны кипы бумаг, поломано множество копий в научных спорах, думается и карьеру в научном мире далеко не один человек себе сделал на этой теме. Но вот лично мне, скромному исследователю-любителю родной истории, так и не удалось найти чёткий ответ – благом ли была опричнина для Русского государства или всё-таки огромным бедствием?


Хотя честно сказать, по всему выходит, не прояви Иоанн Васильевич жёсткость, и даже жестокость, не создай опричнину – остались бы от созданного его предшественниками государства Московского рожки да ножки! Ведь история нам неоднократно демонстрировала, что происходит с теми странами, которые не смогли преодолеть раздробленность и разобщённость.

Д. Нукратец.