Опричники – спасители Русского государства или кровожадные отморозки?

Русское государство в годы опричнины. С произволом потомков удельных князей грозный царь Иван Васильевич решил покончить весьма нетривиальным и надо сказать рискованным образом. Вернее, для начала ему понадобилось полностью развязать себе руки, и он нашёл для этого способ, который мог и его самого, при неудачном стечении обстоятельств, оставить не у дел.

В начале декабря 1564 года царь, забрав всю свою семью, выехал из столицы якобы на богомолье, при этом, не забыл прихватить с собой казну, символы царской власти, иконы и библиотеку. Остановился он в Александровской слободе, откуда и было объявлено 3 января 1565 года об отречении от престола. В причинах отречения значился гнев на бояр, церковных, воеводских и приказных людей.

Тут надо понимать, царь для Русского государства 16 века был всё ещё сакральной (от Бога), да и вообще куда более значимой фигурой, нежели стал к началу века 20-го. Потому, после прочтения царского послания в Москве народ поднялся. Тысячи жителей восприняли это известие как личную трагедию и отправились в Александровскую слободу, дабы умолять Иоанна Васильевича простить их и вернуться в Москву.

Москва Ивана Грозного
Москва Ивана Грозного (из картин А. Васнецова).

Царь выиграл схватку за абсолютную власть!

В начале февраля 1565 года он вернулся в столицу где и объявил, что принимает на себя бремя правления, но с оговорками, чтобы ему «вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований» со стороны духовенства, а так же учредить в государстве опричнину.

Русь времён правления Ивана Грозного.
Русь времён правления Ивана Грозного.
шлем Ивана Грозного.
Редчайший экспонат музея – шлем Ивана Грозного.

В опричнину Иваном Грозным были отделены часть бояр, приказных и служилых людей. Для её содержания царь назначил целый ряд городов, среди них: Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Вологда, Великий Устюг с волостями.

Теперь у изобретательного правителя были законные основания и средства воздействия для того что бы, если и не уничтожить княжат поголовно, так, по крайней мере, лишить их многих вольностей, подорвать саму основу могущества «самостийного» боярства. К тому же, Иоанн 4 получал материальные блага, то бишь земли, которые можно было раздавать служилому дворянству, на чьих плечах лежала основная тяжесть Ливонской войны.

Как известно, в опричнину были набраны также тысяча избранных дворян и детей боярских. Важнейшим условием принятия человека в опричный двор и опричное войско было отсутствие каких-либо связей (родственных и служебных) со знатными боярами. Опричникам раздали поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины. Главное требование Ивана Грозного к опричникам – соблюдение верности лично ему и государству.

Зачем понадобилась государю настолько мощная и преданная лично ему «спец. служба», ведь итак он вернулся и вновь принял на себя правление лишь на определённых, очень выгодных ему условиях?

Тут стоит вспомнить, что у каждого удельного князя имелся отряд хорошо обученных и вооружённых холопов-бойцов. Так просто взять и выселить зарвавшегося владетеля в новое место определённое царём не получилось бы. Дело это было весьма не простым и опасным, по сути, являясь настоящей войсковой операцией. Вот маленький кусочек из описания одного такого события уже нашим современником изучавшим вопрос – « … задержание опричниками бежецкого боярина Ивана Челяднина-Федорова. При проведении «спец. операции» были убиты 293 боевых холопа и 50 родственников боярина. Все они оказали вооружённое сопротивление царским слугам. Крестьяне же при этом не пострадали».

Приказ 16-го века
Приказ 16-го века.

В нашем кинематографе и литературе любят изображать опричников эдакими отморозками, при этом людьми недалёкими, подлыми, а зачастую и трусливыми. Наверняка в опричнине всякого народа хватало, но были талантливые полководцы, были преданные монарху и отчизне люди. Надо учитывать и то, что опричное войско, в общем-то, не армейская структура, скорее это некая смесь спец. службы и монашеского военно-духовного ордена, во всяком случае, видимо именно такой опричнина задумывалась. Никто, разумеется, не отрицает, да и глупо это отрицать – имели место пытки, грабежи. НО – была и защита государственных интересов, огромная работа по централизации власти, что на тот момент являлось необходимым условием становления независимого государства.

Пыточная 16-го века.
Пыточная 16-го века.

Например, из числа опричников вышел такой достойный военачальник как князь Дмитрий Хворостин, разгромивший в 1572 году стотысячное турецко-татарское войско в битве при Молодях. Опричники тогда взяли в плен командующего крымскими татарами Дивея-Мурзу.

продолжение следует...

Д. Нукратец.