Опричники – спасители Русского государства или кровожадные отморозки?

Что такое опричнина? Вот определение опричнины из свободной энциклопедии (Википедии).

Опричнина – часть государственной политики в Российском государстве (1565 – 1572), состоявшая в государственном терроре и системе чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии.

Опричники за работой. Опричник. Изображение опричника на поддоне подсвечника 17 век из Александровской слободы.

Так или иначе, но годы опричнины считаются одним из самых страшных периодов в истории России. Сейчас конечно сложно судить, но по мне так куда уж «опричному десятилетию» по количеству жертв среди собственного населения до времён крещения Руси или «перетряхивания» государства Петром 1.

Как сформировать свой взгляд на это непростое время, если мнения в отношении опричнины среди учёной братии всегда очень уж строго приводились в соответствие с тем политическим курсом, который указывали власть предержащие? Это не говоря о том, насколько могли разниться исторические оценки опричнины в зависимости от эпохи и научной школы, к которой принадлежал историк. Такие крупнейшие учёные 19-го века как Н.М. Костомаров, Н.И. Карамзин, Д.И. Иловайский, отрицали в опричнине не только политический, но и вообще, хотя бы какой-то рациональный смысл. Не менее маститые учёные и серьёзные историки С.М. Соловьёв, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.О. Ключевский, Е.А. Белов, К.Д Кавелин, С.Ф. Платонов, пусть каждый по своему, но видели в этом явлении некий государственный смысл.

В советский период, особенно начиная с 30-х годов, в отечественных научных кругах сложился, вернее, был навязан совершенно безальтернативный подход. Возобладала точка зрения о прогрессивном характере опричнины. Ну, там понятно – попробуй, поспорь! Особенно если учесть, что в 1946 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором говорилось о «прогрессивном войске опричников».

И сейчас, в начале 21 века у историков, конечно, тоже имеется достаточно доводов как в пользу своевременности и необходимости опричнины, так и прямо противоположных.

К счастью, мы всё-таки можем себе позволить иметь собственное независимое ни от кого мнение. Что же, попробуем взглянуть на те отдалённые события второй половины 16-го века, так сказать, по-простому, без идеологии.

Князь Андрей Курбский. Официально опричнина была введена 5 января 1565 года. Её появлению предшествовали важнейшие и весьма неблагоприятные для русского государства события. Уже семь лет продолжалась тяжёлая и кровопролитная Ливонская война (именно Иван Грозный первым предпринял попытку прорубить «окно в Европу», а вовсе не Пётр Алексеевич Романов). Сначала компания складывалась вполне успешно. Русские войска разгромили ливонцев, заняли несколько городов и крепостей в Прибалтике, а в 1563 году наконец-то взяли Полоцк. Однако уже на следующий год русские рати потерпели серьёзнейшее поражение под Уллой (на территории современной Витебской обл.). А вскоре после этого к литовцам перебежал ближний боярин Ивана Грозного князь Андрей Курбский. Это был мощный удар по русскому воинству, так как князь являлся не абы кем, а наместником царя в Ливонии и фактически главнокомандующим русских войск.

И ещё один момент. Царь не был волен в полной мере проводить ту внешнюю и внутреннюю политику, которую считал необходимой, будучи практически связан по рукам и ногам крупными феодалами боярами, так называемыми княжатами – потомками удельных князей. Княжата делились по родственному и территориальному признаку на восемь «гнёзд». Князья тверские, суздальско-нижегородские, рязанские, ярославские, углицкие, белозёрские, стародубские, галицкие. Это была слабоуправляемая орава, для которой личные интересы значили гораздо больше государственных. Ведь все они были Рюриковичами, ну и надо полагать считали себя не менее высокородными, чем царь Иван Грозный. Одних только ярославских князей было более восьмидесяти.

Соответственно эти знатные особы, собирая налоги на своих землях, вовсе не горели желанием что-то отдавать в государственную казну. И конечно, военные действия предпочитали вести там, где это было выгодно для защиты собственных владений. На своих землях княжата сами вершили суд, кстати, неподвластный царю и держали своё войско, количество бойцов в котором доходило до нескольких сотен обученных воинов. Не удивительно, что царские чиновники не совались в их вотчины.

Царю против собственной воли, на протяжении довольно длительного времени приходилось мириться с подобным положением вещей – сильны были бояре. Но вот пришло время, Иван Грозный решил покончить с боярским произволом.

Пещера, святилище Пещера, святилище
Иоанн 4 Васильевич Грозный.
Реконструкция внешности Ивана Грозного по черепу, работа М. Герасимова.

продолжение следует...

Д. Нукратец.