Заброшенный маяк и Орлиный мост

Необычная заброшка расположена на берегу северного холодного моря, и кажется, именно с ней связаны некоторые мистические истории. В Калининградской области, неподалеку от маленького городка Полесск, воды Балтики освещал некогда небольшой маяк. Сегодня он называется Риндерорт, в честь названия поселения, которое существовало здесь с XV века. 

 

 

Маяком в те времена называли любой приметный знак на берегу: дерево, гору, столб. Были такие маяки и на берегу Куршского залива Балтийского моря. Они помогали рыбакам возвращаться ночью с уловом, отмечали отмели. Вначале это были обычные костры, а чуть позже смоляные бочки на высоких шестах. Затем появились угольные фонари на штангах.

В полутора километрах от Риндерорта (ныне Заливино) такой угольный фонарь, укрепленный на 12-метровой штанге над хижиной рыбака, был сооружен в 1868 году. Каждый час хранитель маяка был обязан спускать и поднимать фонарь, поддерживая огонь, иначе крушения кораблей были бы неизбежны. Света небольшой фонарь давал немного, и в 1889 году его было решено заменить на новый маяк. 

На причале выросла тонкая красавица-башня высотой 15,3 метра с медной крышей и винтовой каменной лестницей.

 

 

Просторы Балтики осветил навигационный ламповый фонарь. Он был двухсекторным, красным и белым с видимостью 7 и 12 миль соответственно. Белый светил на залив, в сторону Куршской косы, а красный обозначал вход в устье реки Деймы. В 1908 году маяк снова перестроили, и он стал представлять собой целый комплекс сооружений, в который входили башня маяка, дом маячника, навигационная мачта, кирпичный колодец, причал и небольшой сквер.

Огонь на башне горел до 1985 года. Потом маяк оказался заброшен. Как раз, когда я посещала Полесск и его окрестности, маяк вместе с домиком смотрителя представлял собой живописные руины. 

 

 

В 2022 году строения были восстановлены и там работает туристический объект под эгидой Музея мирового океана. Судя по музейным фото, выглядит потрясающе. Сюда можно попасть на экскурсию и узнать о мистике данного места. Как и с любым маяком, с Риндерортом связаны несколько загадочных историй. Говорят, в окрестностях есть клады.

От маяка переместимся на пять километров вглубь Калининградской области, в городок Полесск, что на берегу реки Деймы. 

 

 

Городок в этих местах появился в 1249 году, именно к этому периоду относятся первые упоминания селения Лабагов. Название восходит к прусским словам labs «хороший» и суффиксом -ov. Позднее закрепилось по-немецки звучащее Лабиау. 

Городок может похвалиться парой важных событий европейского масштаба. Во время Семилетней войны (1756-1763) русские войска взяли город и думали над возведением здесь навигационного пункта. Полностью под русскую власть Лабиау, однако, перешел только после Второй мировой войны. Тогда-то город и был переименован в Полесск в честь Героя Советского Союза, полковника Сергея Ивановича Полецкого, погибшего в ходе Восточно-Прусской операции. Правда, есть версия, что название свое городок получил благодаря густым лесам в округе. 

Одна из визитных карточек бывшего Лабиау — Орлиный мост через реку Дейму. 

 

 

Мост здесь существовал, кажется, всегда, но был он деревянным. И вот, в аккурат перед Первой Мировой войной мост решили заменить. Снесли старый, соорудили южнее переправу-времянку, однако из-за грянувших военных событий строительство каменного моста прусские инженеры-мостостроители начали только в 1919. Фирма из Грюнберга «Бойхельт и Комп» вела работы на средства государства, и в 1922 возведение моста было завершено торжественным открытием. В результате труда специалистов из Нижней Силезии город Лабиау обрел уникальное сооружение.

Две технические башенки у центрального двухрукавного разводного пролета в 15 метров, подобно головам двуглавого орла, стали основой всей инженерной конструкции, а железные арки над боковыми 36-метровыми пролетами олицетворяли его крылья. Вероятно, поэтому мост так и назвали — Орлиным, или Adlerbrücke (Адлер брюке). Мост был разводным. Разведение осуществлялось механизмами с электроприводом. Возле Adlerbrücke для прибывающих в Лабиау грузо-пассажирских судов и направляющихся по каналам кораблей смонтировали речной причал. 

 

 

Мост работал как часы. Но после Второй Мировой оказался в крайне плачевном состоянии. Реставрировать его решили примерно двадцать лет назад, и при восстановлении в 2001-2002 годах прежние башни с арками демонтировали безвозвратно, а вот механизмы сохранили и даже подновили. В итоге установленная гидравлическая система за 5 минут может развести или свести мостовой пролет. 

Завершение работ ознаменовала установка памятной таблички с прежним названием и барельеф с изображением орла. Пусть он обезглавлен и лишен крыльев, 106-метровый мост по-прежнему хорош собой и вполне фотогеничен с любого ракурса. И, что важно, продолжает действовать. Им любуются заезжие путешественники, а местные рыбаки, не задумываясь об уникальности конструкции и о прошлом моста, беспечно закидывают удочки прямо у берега, лишь изредка кидая взгляды на Adlerbrücke.

 

Елена Шешукова

Читать на ЯндексДзен