Пагоды и монументы Великой степи

После шахматных прерий я направилась в центр Элисты. Но, как это иногда бывает, немного промахнулась, сев не на тот автобус. И уехала дальше, чем планировала. К другому концу парка «Дружба», поэтому парк для меня начался с мозаики «Цвети, Калмыкия!», созданной в 1972 году.

 

 

До сих пор выглядит красиво.

 

 

Затем, поднимаясь выше, я наткнулась на шахматную беседку, оформленную в национальном стиле.

 

 

Столик сделан, чтобы играть в шахматы, но безбожно загажен. А так издалека все выглядит красиво. 

 

 

Потом был памятник акыну - странствующему певцу, какие в древности пели эпос «Джангар», наверное. Ну, то есть я так подумала, однако оказалось, что у акына есть имя. На поясняющей табличке была надпись, что это Ээлян Овла, калмыцкий сказитель. Именно с его слов и  было записано главное фольклорное произведение калмыцкого народа – «Джангар». В руках у сказителя домбра.

 

 

После сказителя придется довольно долго идти, минуя удобные лавочки и пышные клумбы. Можно отойти с «главного проспекта» на «боковые улочки» парка. Там, за зеленью деревьев, можно насладиться прохладой и тенью.

 

 

Однако я продолжала идти вперед.

Вскоре передо мной в полный рост встал памятник известному военачальнику Калмыкии, генералу-лейтенанту Басану Бадьминовичу Городовикову, с двух сторон от которого расположены доски с портретами героев СССР и России (слева) и героев Социалистического Труда (справа). Поначалу я думала, что это первый городской голова, или городничий, уж очень похож он на типично изображаемых в бронзе представителей данных чинов. Но оказалось, что это Герой Великой Отечественной Войны.

 

 

После этого памятника вдали показалась странная каменная стела, вроде бы из белого песчаника.

 

 

На стеле развевались «кони ветра» - буддийские молитвы, нанесенные на шелковые ткани. Считается, что ветер, когда треплет легкие лоскуты с благопожеланиями, доносит их до высших сфер.

 

 

Секрет раскрылся, как только я обогнула памятник.

Ба, так это же Цаган Ава - Белый дедушка. Одно из языческих божеств кочевников, которому поклоняются калмыки наравне с более известными божествами буддийского пантеона. Цаган Ава почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. 

 

 

Миновав статую белого старца, я заметила вдалеке золотые ворота.

 

 

Золотые ворота выглядят потрясающе! Как будто не в России, а где-нибудь в Тибете. Ощущение прикосновения к иной культуре создается непередаваемое.

 

 

Золотые ворота - Алтн Босх по-калмыцки - открывают вход на площадь Ленина. Высота сооружения составляет 15 метров.

 

 

На Золотых воротах находятся 28 картин, иллюстрирующих прошлую и современную историю калмыцкого народа.

 

 

У основания ворот сидят ирбисы - степные стражи. Ирбис, или снежный барс, издревле считался священным животным и занимал особое положение в кочевой среде древних калмыков. Ему было принято оставлять подношения. Отголоски сохранились до сих пор: лапы скульптуры обвязаны разноцветными лентами, рядом иногда появляются конфеты. 

 

 

А почему ирбис не похож на снежного барса, так это объясняется просто. Снежные барсы не живут в Калмыкии. Память о них кочевые народы принесли с Алтая, где ранее проживали. Естественно, в легендах облик снежного барса изменился и был наделен чертами более южного и знакомого зверя - льва. Теперь у ирбиса есть грива.

После того, как я прошла стражей ворот, передо мной открылась красивая зона отдыха.

 

 

Там меня сразу привлекли молитвенные барабаны.

 

 

Оказывается, здесь стоит одна из статуй Будды. Рядом можно не только помолиться, покрутив барабаны, но и воскурить благовония. Для этого есть специальная каменная чаша. Или она предназначена для подношений?

 

 

Затем откроется вид на Пагоду Семи дней. 

 

 

Название пагоды связано с семью Буддами, пришедшими в наш мир. Остроконечный шпиль пагоды, называемый ганджир, символизирует выход из колеса сансары в нирвану. В корпусе пагоды размещен огромный молитвенный барабан высотой 1,8 метра. 

 

 

Это непростая штука. Его привезли из Индии, из тантрического монастыря Гьюмед, в честь 70-летнего юбилея Далай-ламы XIV. Барабан весит 2 тонны, и на нем нанесены золотыми буквами мантры «Ом мани падме хум» на тибетском языке, санскрите и калмыцком языке. В барабан заложены 75 миллионов мантр! Именно столько молитв вознесется ввысь, стоит только прокрутить барабан.

 

 

За пагодой будет фонтан «Три лотоса» и памятник Ленину.

 

 

А почти напротив - снова тот же хитрый ленинский прищур, но уже от Цаган Ава - Белого Дедушки.

 

 

На этом я решила прогулку завершить, поскольку свободное время заканчивалось. Мне предстояла экскурсия по святым буддийским местам.

Галина Девятова

Читать на ЯндексДзен