Город в Великой степи

В самом конце пути, когда я ехала на автобусе, ко мне подсела улыбчивая разговорчивая женщина. Оказывается, она ехала в Элисту продавать дом, а пока пригласила меня к себе в гости. Я согласилась. Жить в частном секторе столицы Калмыкии было гораздо интереснее, чем в хостеле, в номер которого вмещалась только кровать и крючки для одежды. 

 

 

Домик был обычным, одноэтажным. Он стоял на краю оврага, за которым также были другие домики и виден был новый хурул. 

 

 

Раньше я считала, что все буддийские храмы называются дацанами, но это оказалось не так. Хозяйка многое объяснила мне в буддизме. В частности, что дацан - это монастырь, а хурул - это храм. Так вот, Золотая обитель Будды Шакьямуни - это хурул, то есть главный храм буддистов в Калмыкии. Буддизм же больше не религия, а жизненная философия.

За приятными разговорами и поеданием бёригов (бёриги, бёрики) - калмыцких пельменей с бараниной - прошел вечер. Очень, кстати, вкусное и сытное блюдо - я наелась четырьмя штучками. 

 

 

А с утра я направилась гулять по городу. Обычно в новых городах я сажусь на автобус и еду куда глаза глядят. В Элисте можно обойтись и без автобуса: всё рядом.

 

Исход и возвращение

 

Сначала я решила осмотреть мемориал «Исход и возвращение».

По пути встретила бронзового верблюда. 

 

 

Его поставили на углу проспекта Петра Анацкого и улицы Пюрбеева в 1996 году. Это не обычный среднестатистический «корабль пустыни», у памятника есть прототип - верблюд Яшка, участник Великой Отечественной войны. Он поступил на службу из калмыцкого села Яшкуль и дошел до Берлина! Его грудь солдаты увешали орденами немецких генералов. Советские солдаты с гордостью говорили, что этому верблюду за героизм нужен настоящий орден, а не немецкие побрякушки. 

Дальше тоже были удивительные находки. Идешь, идешь - и вдруг беседка в буддийском стиле. Необычно и неожиданно!

 

 

Фонари тоже оформлены в восточной стилистике.

А на стенах домов можно заметить граффити в честь калмыцких героев Великой Отечественной войны.

 

 

Сам же памятник «Великий исход» в этом плане воспринимается странно. Предыстория его, если кратко, такова. В 1942 германские военные части закрепились в Элисте. Захват столицы Калмыкии гитлеровское командование решило использовать для удара в направлении устья Волги, чтобы захватить Астрахань и тем самым отрезать Кавказ от центра страны. Элиста находилась в руках у фашистов почти пять месяцев. Множество событий происходило в то время. Из калмыков формировались как русские дивизии, так и гитлеровские. Но если германцы считали Калмыцкий кавалерийский корпус наиболее надежным из всех остлегионов, то в документах СССР ситуация отражена противоположная. 

 

 

Согласно докладу начальника отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР A. M. Леонтьева: «Находившаяся на фронте в районе Ростова-на-Дону 110-я калмыцкая национальная кавалерийская дивизия проявила неустойчивость. В частях дивизии началось массовое дезертирство. С приближением фронта к Калмыкии местные антисоветские, националистические и бандитские элементы активизировались. Из дезертиров 110-й дивизии они создали крупные банды».

Были и подвиги! Но о них после войны предпочли не вспоминать.

Зато припомнили жителям Элисты службу в подразделениях вермахта, пособничество оккупантам и прочее.

 

 

27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». Калмыкия была упразднена, но это был лишь первый удар. 

28 декабря 1943 года вышло постановление СНК СССР № 1432/425сс «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», согласно которому калмыков выселяли в Алтайский и Красноярский края, Омскую, Новосибирскую, Тюменскую области. 

Было сформировано 46 эшелонов, которыми было вывезено 93 139 человек (26 359 семей). Позже депортация продолжилась, но не в таких масштабах. Так, например, в 1947 году на учете состояло 91 919 депортированных калмыков, количество погибших и умерших (включая умерших от старости и иных естественных причин) в период с начала депортации составило 16 017 человек. 

 

 

17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину. 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР признал депортацию калмыков и других репрессированных народов СССР «варварской акцией сталинского режима» и тяжелейшим преступлением...

В честь этих трагических событий в 1996 году в Элисте был создан мемориал «Исход и возвращение». Архитектором памятника является С. Курнеев, скульптором стал Эрнст Неизвестный. Памятник был отлит из бронзы в Нью-Йорке, США. Каждый год 28 декабря возле памятника совершается день поминовения жертв депортации калмыков.

Сам мемориал виден издалека. На огромном высоком кургане высится черное навершие. Как только подойдешь ближе, будут заметны детали.

 

 

Вокруг кургана размещены стелы с историей депортации. Стоит вагон, в которых везли калмыков на восток и на север. 

 

 

В вагончике - небольшой, но колоритный музей калмыцкого быта. Следит за состоянием музея детский поэт В.Санджиев. Он весьма радушно встречает гостей, показывает и рассказывает, что к чему. 

 

 

 

 

После посещения мини-музея я поднялась на курган. Памятник предстал во всей красе. Строгие, пугающие линии, нагромождение фигур - всё в духе Эрнста Неизвестного. На лицевой стороне памятника мы видим скорбь и отчаяние людей, что покидают родину, а также сострадательное лицо божества. 

 

 

На обратной стороне, которая посвящена их возвращению и смотрит в степи Калмыкии - конь как символ  бега времени, и уже более спокойные лица. Есть там и черепа, и цветок лотоса, в котором дремлет младенец, что означает прошлое, из которого вырастают цветы настоящего и будущего. 

 

 

Можно долго рассматривать памятник, думая о судьбе целого народа. А можно повернуться к степи и полной грудью вдохнуть пьянящий запах степного разнотравья... Кто как хочет!

 

 

После посещения мемориала я направилась к центру города.

Продолжение следует...

Галина Девятова

Читать на ЯндексДзен