Вслед за трактором

Часть 1

Часть 2

Часть 3


Наслаждаемся обжигающе горячим смородиновым чаем из термоса, когда подходит наш третий. «Представляете, пока шёл к машинам, через полосу убранной, но еще не вспаханной кукурузы, поймал сигнал».



Смотрит на нас заговорщицки и молчит. «Ну, сигнал и что там было?», спрашиваем мы, жуя бутерброды. «Мне такие находки еще не попадались», и снова молчит. «Слушай», говорю ему я, подозревая розыгрыш (наш камрад любитель подшутить), «Что-то часто в последнее время ты повторяешь эту фразу». «Не верите?!», «Не-а!», говорит наш второй, а я молчу, выжидаю. Тогда тебе не покажу, смотрит он на второго, а мне говорит: «Смотри!». Достаёт из нагрудного кармана пачку из-под сигарет, я протягиваю руку, и мне в ладонь падает целёхонькая древнерусская подвеска «Святой Трифон с соколом»!



Мы увидели в этом некий благой знак, ведь наш товарищ нашедший «Трифона» – заядлый охотник и рыболов, вышедший живым и невредимым из окружения кабаньего стада нынешним утром, а Святой мученик Трифон – издревле особо почитаемый на Руси покровитель охотников и рыболовов.

Находка уникальная во всех отношениях. Прежде всего, подвеска найдена практически на поверхности, среди перемолотых стеблей кукурузы, вперемешку с землёй (даже не поймешь, чего там больше). Этот верховой слой не пахался перед посадкой, его мы пропустили «через зубы» прошлой осенью, и проверяли весной, накануне посева – цветных сигналов практически не было, а если и были, то в виде очень редких, бесформенных обломков. А тут целёхонький предмет славянской металлопластики. Обычно вспашка и дисковка не щадят эти хрупкие подвески, найти её без повреждений и утрат – большая удача!

Аккуратно передаём «Трифона» из рук в руки, любуемся, фотографируем, поздравляем. Ночную усталость, а мы на ногах уже почти 12 часов, как рукой сняло, все рвутся в бой, каждый хочет найти «своего Трифона».

Ноябрьский день короткий – скоро снова темнеет. «Пошли на рекорд», шутим между собой, начали копать, когда ещё было темно и продолжаем, когда уже темно. А на тракторе за это время сменилось двое трактористов. На небе появляется луна с первыми звёздами, местность вокруг меняется в лунном свете, наполняется таинственностью, предвещая хорошие находки.



И они есть. В очередной раз, свернув на новую полосу вспашки за трактором, выкапываю витую шейную гривну из бронзового сплава. Одно из петлевидных окончаний не уцелело, скорее всего, ещё при жизни владельца (или владелицы), после чего её использовали в качестве браслета.



Она не золотая и даже не серебряная, но многие их видели только лишь в музеях или в лучшем случае на картинках, а тут я держу её в руках.

Луна полностью вступает в свои права, ты как будто перемещаешься в совершенно другую реальность, где можешь встретить княжеского дружинника или всезнающего волхва.



Лунный свет, помощник всех кладоискателей, странников, путешественников, приносит ещё «татарку» (монета Золотой Орды или Крымского ханства), крестик из серебряной проволоки, «бедняцкий крестик», детский браслет, ременной распределитель.



Трактор наконец-то допахивает поле, но сил, тщательно выхаживать самые интересные места, уже нет. Проходим по ним скорее для порядка, чем для удовольствия и не идём, а ползём к машинам.

Вот это мы дали! 14 часов копа с 4 утра до начала седьмого вечера, а на ногах с двух часов ночи! Но такие выезды должны быть. Именно на них, ты полностью отключаешься от современного мира, погружаясь в эпоху язычества и раннего христианства, богатырей и ордынских набегов, всей той нашей, древней, не до конца изученной истории ранних славян.



Ещё не один раз мы приедем на это поле, хранящее в своих глубинах, свидетельства расцвета и угасания древнеславянского поселения наших предков, начиная с V века. Об этих выездах и их результатах, вы обязательно узнаете первыми, друзья!

Дмитрий Белявский