Вслед за трактором

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

Идти по свежевспаханной вспушенной земле не совсем легко, но понимание того, что здесь и сейчас ты самый первый сканируешь перевернутый пласт, наполняло энтузиазмом. Наша методика прочесывания каждой новой, появляющейся после трактора полосы, дает результаты. Практически на поверхности, ловлю древнерусский крестик, небольшой, но целенький. Мелочь, а приятно.

 

 

Нам на пути встречается домовое пятно, подтвержденное выпаханными остатками печи-очага из обожженной глины, прекрасно видимой на фоне однородного темного грунта.

 

 

 В нескольких метрах от него замечаем еще одно, и еще. Наша слаженная шеренга рассыпается, каждый берет себе по объекту, начиная его скрупулезное планомерное вытаптывание.

Один из камрадов проверяет домовое пятно на границе вспашки, подзывает нас жестом руки – у него чистый глубокий сигнал.

 

 

Подходим к нему. «Наверняка что-то стоящее», – сообщает нам, и начинает аккуратно обкапывать сигнал. Действительно, скоро на свет появляется фрагмент браслета Пеньковской (антской) культуры (раннесредневековая V-VIII вв. славянская археологическая культура), с характерным утолщенным расширяющимся окончанием. 

 

 

Мы так увлеклись поиском, что не заметили, как на поле появился еще один характерный силуэт с МД и лопатой. Подошли  поздороваться, а это камрад из соседнего города, тоже решил попытать счастья на культовом месте. Наша команда не против приятной компании, вместе всегда веселее и интереснее.

Он выбирает себе площадку невдалеке от наших точек поиска. Вскоре подзывает нас, подходим. «Попробуйте походить здесь, я тут вот «ежика» нашел», – указывает пальцем на землю возле выкопанной ямки. Смотрим, действительно «ежик» – так в наших краях между собой кладоискатели называют раннюю древнерусскую подвеску «процветший крест» (10-13 вв.), действительно, чем-то напоминающей этого милого зверька.

 

 

Жмем руку и искренне поздравляем камрада. А поздравлять есть с чем. Такие подвески мы видим, конечно, не первый раз, но в таком отличном состоянии, без утрат и с целым ушком – впервые!

Нужно ли говорить, что повторного приглашения проверить местность вокруг места его находки нам не требовалось? Отхожу метров на 5 от нашего нового знакомого, чтобы не мешать. Черный, черный, снова черный сигнал, а вот и цвет – хоть и в одну сторону. Подкапываю, сигнал становится более четким. Выкапываю – иконка-привеска «Божья Матерь «Знамение» (Оранта)», период Киевской Руси. 

 

 

Очень жаль, что ушко поломано, но исполнение образка не частое. Обычно на иконках прямоугольной формы помещали ростовое изображение Богоматери Оранты («Нерушимая стена») без Младенца Христа. А подвески, где изображалась Матерь Божья Оранта – «Знамение» с Младенцем Христом, имели монетовидную (как медальон), имеют круглую форму. То есть на моей иконке, изображение не совсем соответствует форме и сложившемуся стилю исполнения таких подвесок. Будем разбираться, а сейчас нужно продолжать копать. 

Неожиданно замечаем – стало как-то тихо, не сразу понимаем – трактор не пашет. В чем дело? Ведь он еще не дошел до самых интересных мест, а примерно третья часть поля нетронута – покрыта не перепаханными остатками кукурузы, находки там будут обязательно, но только после вспашки.

 

 

Посмотрев на часы, понимаем, в чем дело. Время обеденное, тракторист просто сделал перерыв. Решаем не отставать от него, использовать появившуюся паузу для отдыха и плотного перекуса. Жестами сигнализируем нашему третьему компаньону, который удалился от нас метров на 500, вдвоем направляемся к машинам. Проголодавшись, предвкушаем ни с чем не сравнимый перекус на свежем воздухе с горячим чаем, не подозревая о предстоящих сюрпризах, которые приготовило нам поле.

Продолжение следует…

Дмитрий Белявский

Читать на ЯндексДзен