Приключения в День кладоискателя

23 мая в православии считается днем памяти святого Симеона Зилота, покровителя травников и кладоискателей, а для всех нас это еще и наш профессиональный праздник – День кладоискателя.

Если честно, то ничего грандиозного на этот день не планировалось, но видимо, высшие силы решили внести свои коррективы.

Был уже полдень воскресенья, когда позвонил мой друг по поисковому отряду и предложил выехать побегать на пару часиков. На мой вопрос: «Куда?», он ответил, что поедем на место, где во время войны (1943 г.), нашей авиацией был уничтожен немецкий грузовой автомобиль, перевозивший боеприпасы. Идея мне сразу понравилась, и я согласился.

Проверить и локализовать это место нас подталкивало еще и то, что, по словам старожилов, после уничтожения вражеского автомобиля наш самолет был настигнут авиацией Люфтваффе, подбит и упал в том же районе. Место его крушения неоднократно искали поисковики, начиная с 90-х годов прошлого столетия, но так и не нашли. Поэтому установление района гибели автомобиля Вермахта могло стать отправной точкой и ниточкой к месту гибели самолета и его летчика (или летчиков).

Мы оперативно завершили все свои домашние дела, собрались и отправились в путь.

Место встретило нас огромным лугом, березовой рощей и полем, уже засеянным кукурузой.

 

 

По нашим предположениям, дорога, на которой вражеский автомобиль был застигнут авиацией, проходила как раз по границе поля и березовой рощи.

Отсюда и начали искать, с уважением относясь к труду аграриев, не заходя на засеянную часть поля.

Первый час поисков не дал ничего, кроме вездесущего сельскохозяйственного металлолома, поэтому мы разбрелись в стороны, куда кого тянуло. Я решил проверить свободную от посевов границу поля, луга и рощи. И тут, буквально через несколько шагов, сигнал и словно подсказка – пуговица от военной формы! 

 

 

Возможно, это и послевоенная форменная пуговица, но я воспринял это как сигнал, подтверждение того, что я на правильном пути, и продолжил поиск в выбранном направлении. 

Однако через полчаса мой азарт немного угас – интересных сигналов и находок больше пока не было. Но тут раздался звонок, мне звонил напарник, от которого я уже далеко отошел. Он был краток: «Я нашел машину, возвращайся сюда». Оказалось, камрад наткнулся на несколько сгнивших винтовочных патронов к винтовке «Маузер К-98», состоявшей на вооружении Вермахта. Маркировка капсюлей указывала на 1942 год, а значит, они могли перевозиться вместе с другими боеприпасами на искомой машине в 1943 году. 

Вдвоем мы принялись проверять предполагаемый квадрат, и наша версия подтвердилась. Начала попадаться рванина – куски латуни от сдетонировавших артиллерийских снарядов, а потом и донная часть одного из них.

 

 

Поиски продолжались, но остатков машины, которые должны были быть, не было. Мы предположили, что место взрыва автомобиля может находиться на поле, или ближе к нему, на окраине рощицы, и переместились туда. Но и там нас встретили уже знакомые куски снарядной латуни и никаких признаков автомобильных запчастей. 

 

 

Зато стали попадаться монетки и домонгольская металлопластика. Вот это да! Откуда?! Мы в недоумении почесывали голову. Ответ пришел из трехверстовки Шуберта, открытой на смартфоне. Оказывается, в ХІХ веке здесь проходила грунтовая дорога между двумя крупными деревнями. По всей видимости, эта дорога была  намного древнее ее первого изображения на карте Шуберта – возможно, она существовала со времен удельных княжеств.

Военный поиск переключился на старину. По монеткам, металлопластике и даже появившейся керамике мы вычислили кусочек древнего тракта, малая часть которого проходила через рощицу, а основная пролегала через засеянное поле – на которое сейчас «зась»! 

Ну что ж, будем ждать осени. Самое главное, что наработки уже есть. Приедем сюда после сбора урожая, чтобы основательно проверить дорогу и окончательно локализовать место уничтожения того самого грузовика Вермахта, из-за которого мы сюда и приехали.

Мы от души поблагодарили и поклонились нашему покровителю – Симеону Зилоту, который в наш день, День кладоискателя, побаловал нас двойным подарком, послав нам два интереснейших новых объекта по войне и старине.

 

 

P.S. Сгнившие патроны были утоплены в близлежащем болоте. Все остальные находки пополнят наши скромные коллекции.

Дмитрий Белявский

Автор проживает и ведет поиск на территории Украины

Читать на ЯндексДзен