Находки из-под Парижа, а в Испании 34 градуса ниже ноля! Часть 2.

Но, окрыленный радужными надеждами на великое будущее своего нового детища, владелец будущей оружейной фабрики все сделал с почти российским размахом. Тут было и само здание фабрики, отдельно несколько плавильных печей. Было и большое здание в несколько этажей в качестве жилья для работающих на фабрике и для их семей. Хосе Алдаз считал, что народ будет трудиться продуктивнее, если и жить будут почти на территории фабрики. Так что, была выстроена и школа, и церковь, и дорога с мостами через реку, на берегу которой все это разместили. Получился целый небольшой городок. Прибавьте к этому небольшие оборонительные укрепления на соседних склонах выше фабричных построек и на подступах к французской границе.

Дело на фабрике пошло так хорошо, даже через очень короткое время на другом повороте той же реки было построено еще несколько цехов. На этот раз уже для производства боеприпасов к оружию, которое выпускалось под руководством знающих свое дело итальянских мастеров. Но...

Как оказалось, стратегическое положение фабрики было слишком уж невыгодным. Никакие укрепление не помогли, когда вражеские французские войска решили напасть на весь этот комплекс по производству оружия и боеприпасов. Относительно мелких стычек описывать не буду. А вот первое серьезное нападение случилось сразу на следующий же год после французской революции 1789 года. Фабрика была разграблена и сожжена.

Но семья основателя фабрики сдаваться не собиралась. В срочном порядке все отстроили, восстановили и возобновили работу. Мелкие набеги на фабрику продолжались регулярно. Но очередное серьезное испытание для владельцев производства и работающих на нем людей наступило в 1808. Фабрика, как оказалась, была выстроена на старом кратчайшем пути от французской границы к столице Наварры. Именно по этой старой дороге и решили пройти наполеоновские войска. Производство было захвачено врагом, и какое-то время все, что там выпускалось, бесплатно шло на нужды наполеоновской армии. Фабрика работала ровно до тех пор, пока враг не покинул территорию Испании. Но уходя, французы разграбили и разрушили на этом, в то время передовом производстве, все, что только могли. Даже здания привели в полную негодность. Снова все восстанавливать уже никому не хотелось. Горы, долину и пахотные земли вернули в пользование местным жителям. Огромный горный лес снова стал кормильцем для многих сотен людей из соседних деревень, солнечные большие поляны опять превратились в пастбища для скота. На пригодных для земледелия участках заколосился хлеб. А полуразрушенные стены когда-то успешного производства поросли мхом и кустарником. От маленького рабочего городка остались толко руины. В наши дни их пытаются немного очистить от зарослей и превратить в музей под открыты небом. А до маленьких крепостей на склонах гор никому вообще нет никакого дела. Для экскурсий они далековато находятся от основных руин, да взбираться по горам к этим оборонительным сооружениям не каждый захочет. И раз они бесхозные, то мы, скорее всего, в удобную для поиска погоду туда наведаемся с детекторами. А вдруг повезет найти что-нибудь стоящее.

Кстати. О стоящем. Один из наших ребят, друг и коллега по увлечению, поехал еще до праздников в рабочую командировку под Париж. Командировка еще не закончилась, но связь с ним мы поддерживаем регулярно. Возмущается наш друг постоянно, не по работе, конечно. Слишком уж в тех местах условия для поиска неудобные. Мало того, что далеко надо ехать, пока за черту города выедешь, так еще и памятников истории и культуры слишком много везде, а возле них с детектором не походишь. Нельзя. Да и многие леса еще с королевских времен парками записаны. В парках, по закону, тоже копать нельзя. В общем, нашему коллеге по увлечению там совсем туго приходиться, если сравнивать условия для поиска с теми, что в Наварре.

Но, похоже, что Земляной Дедушка сжалился над нашим другом и подарил замечательные находки. Всех фотографий, конечно же, у меня нет. Когда приедет, все расскажет и покажет. А пока похвастался, что в лесу, где нет ни следа былой жизни или старых дорог, нашел место, где попадаются древнеримские монеты. В другом месте монеты XVII-XIX веков, и не только монеты. Но наш коллега все же вернулся снова на "римское" место. Сказал: "Пока не выбью, на другое не перееду". А мы будем ждать его возвращения. Очень уж интересно на весь скарб посмотреть!

Удачи нам всем, дорогие друзья, крепкого здоровья и отличных находок!

Татьяна Наваррика