Кризисный век. Монетная чеканка Римской империи в III веке нашей эры

Начало

Продолжение

 

Очередным реформатором денежной системы распадающейся Римской империи был император Диоклетиан (284-306 гг. н.э).

 

 

Для отражения постоянных набегов варварских племен и поддержания единства в самой империи необходимо было иметь боеспособную армию и разветвленную администрацию, и все это требовало больших средств, которых недоставало, поэтому Диоклетиан прежде всего попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробных монет.

Уже в 286 году он приступил к проведению денежной реформы. При нем монетная чеканка вновь стала регулярной. Наиболее важным явилось введение двух новых номиналов - серебряного аргентеуса (argenteus), приблизительно равного по весу и ценности денарию эпохи Нерона, и фоллиса (follis), плакированной (посеребренной) медной монеты, схожей с раннеимперским ассом.

 

Серебряный аргентус Диоклетиана.

 

До этого слово «фоллис» обозначало не одну монету. Фоллис - это мешочек с монетами низкого достоинства. Из-за малой ценности монет оплата товаров могла производится такими вот мешочками с антонинианами из меди и разного веса.

 

Фоллис Диоклетиана.

 

Реформа Диоклетиана упростила городскую торговлю. Для небольших покупок требовалось всего несколько монет, а не мешок обесценившейся меди! На этом фоллисе Диоклетиана изображена на реверсе фигура, олицетворяющая  монетную чеканку империи с весами – символом точности монетного стандарта Sakra Moneta. 

Недаром почти у каждого народа есть поговорки наподобие «Деньги любят точность» или «Денежки счет любят» - точность монетного стандарта и чистоту монетного металла провозглашала персонификация чеканки монет в образе богини с точными весами в руках. Это не просто монета – это гарантия прочности новой денежной системы Рима введенной императором Диоклетианом.

Выпуск антониниана прекратился, но подобные ему монеты еще десятилетие чеканились наравне с новыми номиналами.

 

Дореформенный антониниан-радиат Диоклетиана.

 

Еще один любопытный факт: помимо денежной реформы Диоклетиан предпринял попытку установить и контроль за ценами. Он ввел законодательное регулирование цен в целях борьбы со спекуляцией и предотвращения голодных бунтов. Подобные мероприятия проводились и раньше, но регулировались цены главным образом лишь на муку и иногда на мясо. Эдикт Диоклетиана о ценах устанавливал цены на все сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия, перевозки и минимальную заработную плату, меньше которой наемному рабочему было нельзя платить, больше - пожалуйста! Частично процитируем этот документ, сохранившийся благодаря тому, что его текст сотнями экземпляров был высечен в камне на городских форумах империи. 

 

 

Перечень цен, выше которых никто не может взимать

 

(Отметим, цены даются в денариях, но это не серебряный денарий республиканской или раннеимператорской эпохи, а гораздо менее ценная медная разменная монета, бывшая тогда в обороте. Мерой сыпучих тел служит модий. Цены указаны  за 1 модий, равный примерно 7 килограммам зерна)

 

  • Пшеница - 100 денариев.
  • Очищенные бобы - 100 денариев.
  • Неочищенные бобы - 60 денариев.
  • Ячмень - 100 денариев.
  • Рожь - 60 денариев.
  • Чечевица - 100 денариев.
  • Пшено - 100 денариев.
  • Очищенный полевой горох - 100 денариев.
  • Неочищенный полевой горох - 60 денариев.
  • Очищенная полба - 100 денариев.
  • Рожки - 100 денариев.

 

Минимальная заработная плата, установленная эдиктом Диоклетиана:

 

  • Адвокату или опытному юристу за подачу жалобы - 250 денариев.
  • Учителю греческого, латинского языка - 200 денариев.
  • Учителю гимнастики за 1 ученика в месяц - 50 денариев.
  • Воспитателю за 1 ребенка в месяц - 50 денариев. 
  • Деревенский батрак со столом за 1 день - 25 денариев.
  • Каменщик со столом за 1 день - 50 денариев.
  • Столяр со столом за 1 день - 50 денариев.
  • Работник по мозаике со столом за 1 день - 60 денариев.
  • Художник-маляр со столом за 1 день - 150 денариев.
  • Кузнец со столом за 1 день - 50 денариев.
  • Пекарь со столом за 1 день - 50 денариев. 
  • Погонщик верблюдов, ослов за 1 день со столом - 25 денариев.
  • Пастух верблюдов, ослов за 1 день со столом - 20 денариев.
  • Ветеринар за стрижку мулов - 6 денариев.
  • Брадобрей за 1 человека - 2 денария. 
  • За стрижку 1 овцы со столом - 2 денария.

 

 

Завершался эдикт о ценах грозным предупреждением «Итак, мы постановляем, чтобы цены, указанные в прилагаемом перечне, по всему государству так соблюдать, чтобы каждый понял, что у него отрезана возможность их повысить… Поэтому мы постановляем, что если кто дерзко воспротивится этому постановлению, тот рискует своей головой. Пусть никто не считает, что закон суров, так как каждому предоставлена возможность избежать опасности через сохранение умеренности. Той же опасности подвергается человек, который из жадности к наживе будет соучастником в деле нарушения этого закона. В том же будет обвинен и тот, кто, владея необходимыми для пропитания и пользования средствами, скроет их. Наказание должно быть серьезнее для того, кто искусственно вызывает недостаток продуктов, чем для того, кто нарушает закон. Мы предостерегаем всех от непослушания. Что постановлено в интересах всех, должно быть сохраняемо добровольно и с полным благоговением».

За превышение установленных цен или сокрытие товаров назначалась смертная казнь.

Перечень цен был составлен с поразительной доскональностью. В нем упомянуто, например тридцать сортов зерна, пятьдесят сортов мяса, сто шестнадцать сортов льняных изделий и т.д. Наемным рабочим определялся размер заработной платы, и, кроме того, наниматель обязан был кормить своих работников. Несмотря на строгость наказания и тотальное регламентирование экономических процессов в обществе, этот эдикт не принес пользы никому. Богатые старались его обойти, торговцы повсеместно припрятывали товар, стараясь позже продать его втридорога, а это еще более усложняло жизнь основной массе населения Римской империи. Так что после Диоклетиана этот закон был официально отменен. 

С приходом к власти Диоклетиана (284 г.) заканчивается период кризиса и начинается новая эпоха - поздней Римской империи (IV-V вв.) . В этот период происходило перерождение античного уклада жизни общества, вызревали новые социально-экономические отношения, предвозвещавшие зарождение феодализма. Зарождалась новая цивилизация. В дверь стучалось Средневековье. Монетная чеканка этого периода в полной мере отразила вехи этого процесса.

Алексей Фоминых