Кризисный век. Монетная чеканка Римской империи в III веке нашей эры

Сейчас в СМИ мы часто слышим такие уже привычные термины как экономический кризис, рост цен, инфляция - все это кажется нам приметой неспокойного XXI века, в високосном 2020 году решившего нас еще испытать и пандемией. Но, наверное, весь этот тревожный информационный фон нам было бы проще воспринимать более взвешенно и менее эмоционально, зная что в прошлом были еще более страшные эпидемии и сокрушительные финансовые проблемы, повлекшие за собой не только изменения в государствах тех эпох, но и смену общественных формаций. Например, затяжной финансовый кризис в Древнем Риме поставил точку в эпохе, которую принято называть античностью. 

 

 

С наступлением  III века Римская империя вступает в затяжной период кризисов, который в будущем приведет к структурным изменениям всего античного общества. Императоры долго не задерживаются у власти, становясь жертвами заговоров и политических убийств. Нередко солдаты сами расправляются с правителем, вызвавшим их недовольство. Например, юный император Александр Север во время мятежа легионов в 235 г. был просто растерзан разъяренными легионерами, вместе с матерью Юлией Мамеей и своими советниками. 

Все это не могло не отразиться и на монетной чеканке. В 212 году, убив своего брата Гету, императором становится Каракалла (198-217 гг.). Это прозвище, закрепившееся в истории прочнее собственного имени императора - Антонина. Каракалла - вид плаща с капюшоном, аналогичная ситуация была с императором Калигулой; калигула – вид солдатской обуви обуви. 

Каракалла мечтал о славе Александра Македонского, а поэтому всячески стремился завоевать симпатии воинов. Он значительно повысил жалованье легионерам, доведя его до 750 денариев в год (денарий – римская серебряная монета, диаметр примерно как у нашего рубля, вес чуть более 3 грамм), и плату гвардейцам увеличил до 2500 денариев в год. По тем временам это были довольно большие суммы, позволяющие воинам безбедно жить и даже делать значительные накопления.

Огромные расходы на содержание все увеличивающейся армии и администрации, а также постоянная утечка благородных металлов в виде монет за восточные границы империи постепенно привели к тяжелому финансовому кризису. Новые непосильные налоги не могли покрыть все растущие расходы империи. С этой проблемой столкнулся еще Септимий Север (193-211 гг.), отец Каракаллы, который начал выпуск монет с меньшим содержанием золота и серебра при сохранении старого номинала. Происходила так называемая порча монет.

 

Денарий Септимия Севера со сниженной пробой. 

 

В период правления Каракаллы к подобным средствам стали прибегать еще чаще, но уловки не спасали от финансовых затруднений. Тогда Каракалла решается на кардинальную денежную реформу. 

В 215 году вводится в обращение монета антониниан - как новый номинал в 2 денария. Латинское название, которое употреблялось во времена империи, к сожалению, нам  неизвестно, поэтому среди ученых и коллекционеров эту монету принято называть антониниан - по официальному имени Каракаллы, Марк Аврелий Антонин.

 

Антониниан Каракаллы.

 

По мнению современных нумизматов, эту монету отличало от денария изображение императора в зубчатой короне или бюст императрицы на серпе луны. Некоторые нумизматы не приняли названия двойного денария и называют такие монеты радиатами, отталкиваясь от наличия на изображении императора вместо лаврового венка лучевой короны.

 

Аврелиан в лучевой короне

 

Своим первоначальным средним весом в 5,02г. антониниан-радиат равнялся только 1,5 или 1,25 денария при среднем весе денария 3,10г. На самом деле он не был равен по ценности 2 полновесным серебряным денариям. Эта реформа, призванная сэкономить драгметаллы для государства за счет монетной чеканки, не привела к улучшению финансовой ситуации в государстве, а инфляция и дальше продолжит подтачивать силы Римской империи.  

Во время правления императора Галлиена (253-268 гг.) антониниан состоял уже только из билонного сплава с незначительным содержанием серебра около 2% (!).

 

Низкопробный анониниан Галлиена.

 

Галлиен вынужден был прибегнуть к чеканке неполноценных монет, чтобы покрыть потребности пустой казны. Это сразу же отразилось на торговле: деньги настолько обесценились, что торговый обмен вновь стал чисто натуральным. Дошло до того, что натуральными продуктами стали выплачивать жалование воинам и чиновникам. Натурой же собирали налоги. Все это привело к тому, что в 268 году Галлиена, который потерял всякий авторитет, убили заговорщики.

 

Монета Галлиена с тонким серебряным покрытием.

 

Император Аврелиан (270-275 гг.) также пытался провести денежную реформу и установить новые правила чеканки монет. Это вызвало большое восстание монетариев - свободных ремесленников и рабов, которые работали на римском монетном дворе. К восставшим примкнул беднейший плебс. С большим трудом удалось подавить это восстание. Со времени Аврелиана  антониниан чеканился уже в меди с тонким слоем серебра, получаемым погружением монет в хлористое серебро.

 

Антониниан Аврелиана, не прошедший проверку временем: посеребрение окислилось и сошло

 

Как видим, простые и, казалось бы, эффективные решения проблемы, призванные сохранить драгметаллы в казне, не привели к желаемым результатам,а эксперименты закончились лишь дальнейшим ухудшением в области финансов и коллапсом экономики в целом. Но это было только полбеды, экономические проблемы стали толчком к развитию сепаратизма на окраинах Римской империи. Особенно сильно это проявилось при императоре Галлиене: во многих провинциях власть захватывали представители местных элит, стремясь во что бы то ни стало отделится от империи, поэтому период правления этого императора получил в истории название эпохи  «тридцати тиранов».

Подобным образом события развивались в римских провинциях Галлии, Испании и Британии, которые отпали от империи и провозгласили своим императором Постума (260-268 гг.). Они просуществовали самостоятельно пятнадцать лет. Полностью единство империи было восстановлено лишь через годы после смерти Галлиена, во время правления талантливого и жестокого военачальника Диокла, провозгласившего себя императором Диоклетианом в 284 году н.э. 

Нельзя не заметить, что развитие событий в III веке имеет некоторые схожие черты с событиями конца XX века. Развал Советского Союза также сопровождался крушением финансово-денежной системы государства, разрушением торговых взаимосвязей между республиками, и как следствие возник экономический кризис, приведший к ослаблению центральной власти и росту сепаратизма, что и привело к большому количеству вооруженных конфликтов. Поразительно схожа и ситуация с выплатой жалованья «натурой» при императоре Галлиене, и памятная многим картина позднего СССР, когда в день зарплаты люди с работы приходили не с деньгами, а с сумками полными продукцией предприятия, на котором они работали или с банками из коробок с «гуманитарной помощью», присланных из США и Германии.

Только вот при Галлиене чиновники получали жалованье как и все, также продуктами и вещами, тогда как у нас в 1990-е этот крест нести выпало в основном на долю простых людей и интеллигенции - рабочих, педагогов и врачей.

 

Посеребренная монета III века н.э.

 

Как же здесь не вспомнить слова Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будут делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое»; но это уже было в веках, бывших прежде нас». (Библия, Ветхий завет, Книга Екклесиаста или Проповедника, глава 1 ,стих 9-10.) 

Вот оно, наглядное подтверждение необходимости смотреть не только вперед, но и уметь заглянуть в прошедшие века, ведь нередко только знание истории может дать необходимую подсказку как действовать в настоящем, а также, что не менее важно, просчитать варианты развития событий в будущем и не повторять фатальных ошибок предшествовавших поколений.  

Продолжение следует...

А. Фоминых