Кружево металла в истории русской традиции чаепития
В Новосибирск я выдвинулась по печальной причине. Думаю, не стоит нагонять на вас тоску, так что просто скажу, что я была там совсем недолго, всего три дня, причем два из них были плотно заняты, а на третий я решила сходить в музей. Как раз не была в Музее на набережной, туда и направилась.
И нашла весьма интересную выставку, рассказ о которой наверняка будет вам интересен. Называется она «Кружево металла».
Художественные произведения из металлического кружева наверняка не раз попадались кладоискателям под катушку. На чердаках и в подвалах можно встретить посуду, подстаканники и кухонную утварь с причудливыми узорами и рисунками.
На выставке в музее Новосибирска представлено более 350 художественных металлических изделий. Все они принадлежат частному коллекционеру Валерию Волынцу, который предоставил свою коллекцию для экспонирования в Новосибирске. Она является одной из крупнейших в России и насчитывает к настоящему моменту около 1000 предметов.
Ну что я могу сказать? И правда, замысловатые узоры способны поразить любого, а изящные изделия из металлического кружева, ставшие художественными произведениями, тем более. Это мои личные впечатления, а сейчас перейдем к истории.
Многие ли знают, что подстаканники своим появлением в XIX веке обязаны представителям сильного пола, которые предпочитали пить чай не как дамы – из красивых фарфоровых чашек, а из стаканов. И чтобы не обжигать ладони через стекло, придумали подстаканники.
Поначалу они и выглядели скромно и особой респектабельностью не отличались.
В 1840-х образованная в Санкт-Петербурге фирма «Александр Качъ» помимо чайных подстаканников наладила выпуск хлебных корзинок из мельхиора, чайничков на конфорке, конфетниц из того же сплава меди с никелем и самоваров, поставляя свои изделия с собственной эмблемой ко двору Его Императорского Величества, известность их дошла и до Европы. Лишь во второй половине столетия эти приспособления из серебра стали уже не просто частью сервировки, а символом достатка в доме.
Например, как предметы чайного сервиза выглядят подстаканники в технике филигрань, известной еще с античных времен, или скань (со старославянского «съкати»), более привычной в России, когда проволоку для большего изящества и легкости изделий свивали в тончайшие шнуры.
Над их созданием (исключительно на заказ) трудились лучшие мастера, известные ювелиры того времени — Клингерт, Овчинников, Лорие, Хлебников, Карл Фаберже и другие. Результатом их труда становились тонкие рельефные сплетения, удивительные растительные мотивы – настоящие произведения искусства.
Во второй половине прошлого века начали производство менее эстетичных предметов сервировки из алюминия и нержавеющей стали. Шедевры ушли в историю, оставив современникам лишь подстаканники из мельхиора.
Таких подарков удостаивались победители соцсоревнований и спортивных состязаний, да и партаппаратчики чаи гоняли, следуя старой русской традиции, пользуясь стаканами в подстаканниках.
В 1930-е к мельхиоровым добавились изделия из червленого серебра. Техника эта была в ходу еще полтора века назад, но теперь чернение чайных предметов и столовых приборов возносило их в ранг художественных творений.
Здесь отличились Кольчугинский завод, Великоустюгская «Северная чернь», а «Ленэмальер» разнообразил свою продукцию эмалью.
Кубачинский комбинат в разных техниках производства пошел дальше, применив к сервировочным предметам кроме черни гравировку, узорную штихельную резьбу, золочение и вставки из драгоценных камней.
Самые необычные работы стоимостью в десятки тысяч рублей быстро уходили в частные коллекции.
Выставка предметов коллекции Валерия Волынца в Музее на набережной стала для меня настоящим открытием. Количество подстаканники, портсигаров, женских украшений, шкатулок, предметов декора поражает!
Если рассказывать о самой коллекции, то история ее такова. Валерий Алексеевич Волынец – житель Новосибирска, предприниматель, начал собирать свою коллекцию в начале 2000-х. Получив ажурную карандашницу ко дню рождения, он заинтересовался техникой скани. Но созданное в такой технике количество предметов оказалось настолько необъятным, что с частью собранного пришлось распрощаться, остановившись в основном на коллекционировании самого разнообразного из всего богатства изделия – на подстаканнике.
Валерий Алексеевич привозил их из поездок отовсюду, есть экспонаты из Австралии, Германии, Англии, представлены 2 образца из 6, принадлежавших в 1947 семейству первого посла Румынии в СССР.
А с подстаканником «Ротонда» генсек Никита Хрущев в 1960-х побывал в Америке на выставке народнохозяйственных достижений.
Есть фирменные изделия из мельхиора петербургских мастеров, предприятия «Александр Качъ», датированные 1856 годом.
Из работ советской эпохи интересен снимок на эмали с парадом Победы в 1945 в изящной филигранной рамке и подстаканники с соответствующей символикой.
К антикварному поясу, какие носили на Кавказе, из серебряной нити с позолоченным плетением, отношение особое.
Впрочем, к каждому предмету (а их всего около 1000) Волынец относится трепетно, хоть и к каждому по-разному. Его коллекция на сегодняшний день считается одной из самых значительных в стране.
Всего один зал посвящен кружеву металла, но впечатления выходят далеко за его рамки. И ни одна фотография, какой бы выразительной она не была, не сможет передать всей прелести изящных предметов художественного промысла, посвященных традициям чаепития и некоторым историческим событиям!
Галина Девятова
Комментарии
Оставить коммент