Что скрывают сундуки?

Сундук (от тюркского «сандык» — ящик, коробка) служит вместилищем для хранения вещей. Представляет собой четырёхугольный деревянный ящик, укреплённый железными стяжками, имеющий крышку, закрывающуюся на замок.

 

 

Коллекция Государственного Исторического музея в Москве насчитывает около 800 памятников, относящихся к сундучным изделиям, созданным в различные периоды истории нашей страны. В основном это сундуки XVII–XVIII вв., именно тогда они были наиболее популярны и стали неотъемлемой частью интерьеров русских жилищ. Сундуки из коллекции ГИМ различаются не только по размеру, форме, способам отделки и оформления, но и по способу их использования.

В зале № 16 «Ремесло и торговля XVI–XVII вв.» можно увидеть сундук-скамью.

 

 

Это один из самых и крупных сундуков, более полутора метров в длину и полуметра в ширину, массивный прямоугольный ящик, традиционно изготовленный из прочной сосны, укреплённый кованым железом, запирающийся на внутренний замок. Его основное отличие от других сундуков в том, что он совмещает в себе множество функций: хранилища для крупных объёмных вещей и бытовой утвари, сейфа для ценных вещей и скамьи для сидения. Поверхность его крышки специально немного увеличена относительно ящика сундука для комфортного размещения нескольких человек, более того, её можно было использовать и как спальное место.

Более распространённым вариантом вместительного сундука среднего размера является сундук-укладка, находящийся в 22-м зале «Российская империя в эпоху Петра I. Первая четверть XVIII в.».

 

 

Слово «уклад» в древнерусском языке значило «дань, налог», то есть было связано с материальными ценностями. Использовался сундук-укладка в качестве переносного хранилища для дорогих вещей. Часто сундуки-укладки использовались для сбора, хранения и перевозки приданого невесты, которое родители девочки начинали собирать со дня её рождения: «Невеста в колыбельку — приданое в коробейку». Перед свадьбой сундук со всем приданым укладывался в телегу, имущество невесты переезжало вместе с ней в дом жениха.

В длительных путешествиях был незаменим менее громоздкий сундук-подголовок из 16-го зала.

 

 

Он изготовлен из дуба и окован просечным железом, в сквозных узорах которого чётко угадываются растительные мотивы. По бокам сундука-подголовка расположены прочные железные ручки-скобы для удобной транспортировки. Неслучайно его верхняя крышка имеет скошенную форму — скат. На неё можно было подложить дорогую шубу или мешок с ценным товаром в качестве подушки и не беспокоиться во время сна за сохранность своего имущества.

Начиная с Петровских времён появляются и постепенно становятся популярными сундуки-баулы (от итальянского «баул» — чемодан для платья).

 

 

Форма сундука-баула из 30-го зала музея «Дороги России», как и его название, была заимствована из Европы — это продолговатый деревянный сундук со скругленными углами. Он обит коровьей кожей, окован гладкими лужёными железными полосами, в основном использовался для перевозки одежды.

К дорожным сундукам также относится и небольшой латунный сундук-погребец, украшенный чеканкой.

 

 

Погребец (от «погреб» — подземное помещение для хозяйственных надобностей или хранилище для съестных припасов) — специальный походный сундучок для напитков и еды, который раньше обязательно брали с собой в долгую дорогу.

Необычен и интересен по форме сундук-теремок из 16-го зала.

 

 

Своё название он получил за схожесть с русским домом со светёлкой вверху — теремом (от греческого «теремнон» — дом, жилище). Это деревянный ящичек, почти квадратной формы, с откидной крышкой, напоминающей четырёхскатную крышу терема, венчает конструкцию удобная ручка на крышке. У сундука-теремка имеются два отделения: небольшое под крышкой и побольше в основной части, оба запирались на замок. В теремках хранили ценные вещи, личные и семейные документы.

Более сложная и особенная конструкция характерна для теремка-скрыни, который можно подробно рассмотреть в зале № 15 «Город и деревня в XVI и XVII вв.».

 

 

Это прямоугольный ящик с откидной крышкой на петлях и двумя дверными створками на передней стороне. Внутри скрыня имеет два яруса: верхний ярус делится дощечками на небольшие ячейки, после подъёма крышки в них можно было положить вещи сверху, а нижний ярус закрывается дверцами с внутренними замками, в нём находится множество маленьких выдвижных ящичков. Использовались скрыни для хранения драгоценностей и рукописей.

Нередко сундуки изготавливались для хранения конкретных вещей, например, церковных ценностей или денег. Так, сундук-денежник употреблялся для сбора и хранения денег, имеет восьмигранную форму, обит износостойкой кожей и укреплён по ребрам граней полосами железа.

 

 

На откидной крышке находятся запор с накидной петлёй для навесного замка и небольшое прямоугольное отверстие — прорезь, чтобы внутрь можно было бросать деньги, не открывая замка. Для хранения особо ценных вещей в сундуке-денежнике было предусмотрено двойное дно.

Сундук-книжник относится к редким сундукам, так как изготавливались они специально для хранения книг, которые могли стоить целое состояние.

 

 

Он имеет удлинённую прямоугольную форму (обычно изготавливался по размеру книжного листа) и плоскую крышу с выступающими краями, которые служили рукоятями. Такие сундуки, как и сами книги, изготавливались на заказ. Их могли себе позволить только очень состоятельные люди.

Заказать сундук в XVI–XVIII вв. можно было у мастеров в Холмогорах, Великом Устюге, Новгороде, в Выговской пустыни, на берегах Онеги и Северной Двины, даже в мастерских Оружейной палаты Кремля, а купить готовое изделие в торговых рядах Москвы, Архангельска, Вологды, Владимира и других крупных городов или на известных ярмарках — Макарьевской, недалеко от Нижнего Новгорода, Ирбитской в Сибири, Благовещенской близ Архангельска. Изготавливали сундуки городские мастера-ремесленники: сундучник сколачивал деревянный корпус сундука, кузнец его оковывал железом, а живописец расписывал. Сундуки должны были быть не только крепкими, вместительными, но и красивыми.

К концу XVIII в. старинные северные центры сундучного производства постепенно перестают существовать и начинают развиваться промыслы в других городах России: Муроме, Вятке, Перми, Оренбурге, а также в средне- и южнорусских губерниях. Так в одной губернии к концу XIX в. могли изготавливаться до 50 тысяч сундуков в год, но сундучные изделия ремесленников XIX в. отличались от изделий XVI–XVIII в. Сужается их ассортимент, теряется интерес заказчиков к ларцам, скрыням, подголовкам. Продаются только сундуки, меняется и их оформление.

 

Как сундук стал самым распространённым предметом мебели на Руси?

 

Сундуки существовали ещё в доисторические времена, они выдалбливались из единого куска твёрдого дерева, а потом появился способ изготовления сундуков из деревянных панелей, стянутых для большей прочности железными полосами.

 

 

Известно, что сундуки изготавливали в Древнем Египте. Они напоминали саркофаги, их использовали в Древней Греции, Древнем Риме и Китае для хранения вещей, в Византии их стали применять для сидения. В Европе сундуки получили широкое распространение в период раннего средневековья, именно они стали прообразом шкафов, а в эпоху Ренессанса превратились в настоящие произведения искусства.

На Руси первые упоминания о сундуках-ларях появляются начиная с XI в. (Изборник Святослава 1076 г.), а самые ранние памятники из коллекции Исторического музея относятся к началу XVII в.

Сундуки оставались популярными на Руси на протяжении нескольких веков. Их можно было встретить и в крестьянской избе, и в боярских палатах. Сундуки размещали как в нежилых, так и в жилых помещениях: в сенях, клетях и подклетях, в горницах и светёлках, парадных комнатах. Даже после петровских реформ, с переходом на европейский образ жизни, сундук оставался неизменным атрибутом русского дома.

Если в городе он начал сдавать свои позиции, в основном, оставаясь в мещанских домах, то в крестьянской деревне он ещё долгое время оставался символом достатка и богатства.

 

 

Набитые добром сундуки располагались поодиночке или устанавливались в виде горки, ставились один на другой, и высота такой горки могла доходить до потолка: внизу находились самые большие и тяжёлые сундуки, а вверху — маленькие сундучки.

Елена Анисимова