Взяточничество на Руси. Историческое наследие?

Сегодня мы каждый день узнаём из телеящика о всевозможных скандалах связанных с взятками и разоблачением очередных взяточников. А как же обстояло дело с этим на Руси в давние времена. Не сомневаюсь, по данной теме существуют и серьёзные научные исследования, а для этой статьи я просто подобрал некоторое количество исторических фактов повествующих о том, как брали и как давали на Руси несколько столетий назад.

Царь Михаил Романов с боярами. Аппарат российского государства никогда не испытывало дефицита в чиновниках, их всегда было превеликое множество в стране. Как же государство содержало весь этот сонм своих служащих? А в том то и дело, довольно длительное время вообще никак не содержало. В основе существования чиновничества лежали кормления – нечто среднее между жалованием и взяткой.

Купеческая семья в описываемый исторический период. В давние времена, как только, например, воевода приезжал на новое место, мир давал ему подарки (въезжий корм), ещё и не просто давал, а с соблюдением определённого ритуала. Назывался сей ритуал «хлеб-соль», далее он получал натуральные и денежные кормы и пошлины. Кормы платили вся община, просто за то, что чиновник тут есть, пошлины – частные лица уже за то, что он делал. Пошлины делились на два разряда: почести и поминки. Соответственно и вручались, почести до начала дела, а поминки – по окончании. Понятно, что перспективы разбогатеть перед чиновником открывались самые радужные, но был и реальный плюс в такой системе. Воевода, что бы жить хорошо, вынужден был заниматься делами в большом количестве, а не лениться.

Как криминал рассматривался только один вид подношений – посулы – это были взятки, которые сулил челобитчик должностному лицу за нужное решение. Посулы пытались запрещать и в 15 и в 16 веках, но...

Каралось их получение кнутом, причём, не взирая на социальный статус. Получается, наказывали не за то, что взял, а за вынесение решения не по справедливости. Преследовали ещё «дружбу» и «поноровку»: так называлось сращивание с населением и избирательное служение в угоду отдельным лицам. В общем, за поведение которое можно охарактеризовать так: «Кто мне по нраву, тому благоволю, а кто нет – пусть боится».

Иван Грозный попытался изменить ситуацию. При нём появился слой чиновников, которые должны были жить за счёт государственной казны, а кормы отменялись. Но, ничего тогда не вышло, так как платежей никаких по штатному расписанию не придумали, средств не было, да и обычаю противоречило. Проще говоря, не знали ни как делать, ни за счёт чего. В результате всё осталось по старому, в центре жили с собственной должности, а на местах продолжали кормиться с подвластной территории.

Патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова, предпринявший неудачную попытку отменить систему кормлений Кстати сказать, Русь тут не была оригинальна, в странах Европы того времени расклад существовал точно такой же. В 17 веке система кормлений потребовала либо серьёзной реконструкции, либо вообще полной отмены. Положить конец кормлениям попытался отец царя Михаила Романова, патриарх Филарет. По указу 1620 года, их приравняли к взяткам, хотя так и не запретили формально.

Кормы были настолько привычны, что народ просто бы не понял их отмены. Да и среди тех, кто служил, отношение было двойственное. Кто-то хотел перемен, например, в 1647 году некий воевода Боборыкин прогнал депутацию с кормами и почестями, тем самым продемонстрировав, что не имеет перед миром обязательств. Правда, в итоге закончилось всё плачевно для самого воеводы, так как мир за это прогнал его из своего города.

Были и другие дворяне, которые писали в своих челобитных к царю: «Прошу отпустить покормиться».

Так всё и шло ни шатко, ни валко, пока не появился на троне царь-реформатор Пётр 1. Дал он стране не слабого такого пинка, «перепнув» державу через пару столетий, но даже у него не получилось заглянуть вперёд, в наши дни, дабы услышать и уяснить для себя популярную нынче формулировку: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Что мы знаем о деяниях Петра Алексеевича? Проведя свои военно-экономические преобразования, Пётр1 дал России: новую армию, новый флот, новую промышленность, новую столицу, новое устройство местной власти, новые взаимоотношения с религией. В городах появились безбородые люди, на селе внедрялись помидоры, усиленно насаждалось табакокурение, и … получила отчизна взяточничество в чистейшем виде!

Продолжение следует…


Д. Нукратец.