Почти нумизматический объект – памятник затопленным кораблям

В Севастополе, где памятников, музеев и объектов архитектуры хватает, есть и такой, что известен всем и каждому. Его появлению предшествовали известные события в период Крымской войны. Памятник русскому воинству и кораблям, спасшим Севастополь, созданный Адамсоном, Фельдманом и Энбергом, с момента его основания перебрал не менее 20 названий, прежде чем стал Памятником затопленным кораблям. Монумент, переживший революцию, землетрясение и войну, по-прежнему в море и является самым узнаваемым символом Города-Героя.

 

 

О памятнике кораблям, спасшим от гибели Севастополь, знают многие. Помимо того, что широко растиражирован на монетах и банкнотах, он украшает герб города с 1969 года, а с апреля 2000 и флаг. 

 

 

В 2015 он включен российским Правительством в список объектов культуры, охраняемых государством, а в 2016-м был выбран народным голосованием для отображения на 200-рублевой банкноте.

 

 

Но некоторые факты известны, наверное, даже не всем жителям Севастополя.

 

  • Небольшой, но очень выразительный памятник возвышается над морем в 23 метрах от пешеходной зоны набережной. Он подобен бронзовой мачте, сорванной в 1975 году штормом; ее не стали восстанавливать. 
  • Диоритовая колонна в 7 м на восьмигранном основании стоит на искусственном сооружении из глыб гранита. 
  • Двуглавый орел пытается объять море распахнутыми почти на 3 метра крыльями. По словам архитектора Адольфа Львовича Шеффера, автора проекта реконструкции самого узнаваемого памятника, левое крыло напоминало профиль адмирала Нахимова, а правое по задумкам создателей было похоже очертаниями на Николая I, но видно это было лишь с воды и тем, кто знал об этих нюансах. 
  • Орел изображен императорской короной, символизирующей величие Государства Российского, с Андреевской лентой в клюве, с венком из дуба и лавра, обозначающим победный триумф, славу и стойкость воинства, и якорем на цепи. Покровитель воинов - Святой Георгий Победоносец - на груди, на пьедестале - памятные даты со словами посвящения победителям, барельеф с затоплением подписан скульптором Амандусом Хейнрихом Адамсоном, коему памятник обязан своим появлением.

 

 

Затопленные корабли

 

Что же до событий, в честь которых был создан памятник, они произошли в Крымскую войну. Монумент был сооружен в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов).

Атаковать врага в море и погибнуть со славой предложил Владимир Алексеевич Корнилов, вице-адмирал, начштаба Черноморского флота. С этой инициативой он выступил 9 сентября 1854 г. и в этом его поддержали большинство флотоводцев, в том числе и прославленный адмирал Нахимов, после чего светлейший князь Александр Меньшиков отдал приказ рубить днища парусных фрегатов.

И когда эскадры неприятеля оказались на подступах к побережью, между батареями выстроились поперек прохода по водному пространству 7 парусников, и их затопили в горловине Севастопольской бухты. От осенне-зимних штормов сооруженная таким способом преграда частично разрушилась, что потребовало затопления еще 9 судов. Тяжелыми орудиями с них усилили бастионы, а команды примкнули к защитникам Севастополя (в числе командиров на 4 бастионе был и артиллерист, будущий известный писатель Лев Толстой).

 

 

Вскоре из воды с южной стороны, между Николаевской и Михайловской батареями, выступила 2-я линия мачт, а моряки с абордажным оружием примкнули к гарнизону, и каждый сражался как герой. Через 11 месяцев, в августе 1855, пошел ко дну и оставшийся флот. Огонь с берега и суда, преградившие вход на рейд, сделали для вражеской армады доступ в гавань недоступным, и так продолжалось вплоть до объявления 17 февраля 1856 перемирия.

Подобную тактику оценил даже неприятель: газеты стран, войска которых пытались уничтожить Севастополь и растоптать русский флот, взахлеб писали о подвиге защитников.

За 349 дней обороны на дне залива оказалось около 90 судов разных классов (корветов, фрегатов, торговых кораблей), среди которых были и легендарные ветераны флота. Армада противника, значительно превосходившая в живой силе и оснащенности наше войско, оказалась бессильна против своеобразной задумки русских военачальников. Даже водолазы со специальными минами не смогли расчистить проход. И город был спасен!

 

История памятника

 

Так вот, через 50 лет, 29 июля 1905 в Севастопольской бухте был установлен монумент. Из проектов выбрали лучший и поставили прямо в море, но торжественного открытия этого символа воинской славы так и не случилось…

Начальное название памятника сменили уже 3 августа, но и его в 1907 отвергли; авторы всевозможных изданий наперебой публиковали очередные новые имена, которых было более 20 за все время его существования. Нынешнее название монумента после упоминания в 1914 в списке имеющихся редакций оказалось самым распространенным, оно-то в народе и прижилось.

Что удивительно, после Октябрьской революции большевики, неистово борясь с пережитками прошлого, всюду уничтожали следы царизма, но российский герб на Памятнике затопленным кораблям не пострадал.

Сработанный на совесть, памятник и в 1927 году при землетрясении уцелел, пережил немецкую оккупацию и бомбардировки Великой Отечественной, хотя донная бомба разорвалась рядом с ним прямо в первый же день войны, отколов часть скалы. Чудом сохранился памятник и в мае 1944, когда освобождали город.

 

 

Потом, в мирные дни, подняв со дна, удалось восстановить и дать вторую жизнь двум десяткам кораблей, но большинство ветхих просто сломали. Бухту чистили не одно десятилетие; по словам водолазов, на дне и сейчас из корабельных остатков разных времен целый лабиринт, а толща ила скрывает мины и неразорвавшиеся бомбы, трогать которые опасно.

 

Памятник сегодня

 

Сегодня, когда я осматривала величественный памятник (который оказался не таким уж и огромным), я не могла не заметить, что стихия постоянно терзает камень, пытаясь отделить от памятника детали. А по словам экскурсовода, не меньше проблем создают люди, пытающиеся проскочить на скорости в щель между скалой и берегом, где их поджидают подводные камни.

Еще я узнала, что раньше публика, гуляя здесь, с удовольствием посещала кафе на набережной и рестораны в яхт-клубе. 

 

 

От них уже нет и следа, а знаменитый памятник, символ города, по-прежнему на своем законном месте. Он все так же притягивает взгляды, а на его фоне любят фотографироваться все!

Галина Девятова