Я и не знала, что так можно делать!

Была суббота. Как обычно, с самого утра прогулялись с ребятами на небольшой базарчик разных предметов коллекционирования. Именно по субботам его проводят на центральной площади города. И, как водится, мы сразу направились в сторону нумизматических столиков.

 

 

Интересно же, что новенького появилось из старины. Есть ведь такие монеты, которые могут попасть под катушку в необычайно редких случаях. А тут хоть в руках подержать, чтоб знать, как они выглядят в реале, а не на фотографиях в каталоге. Да и пообщаться со знающими людьми тоже интересно. На этот раз, кроме давно ставших для нас своими знатоков-нумизматов, тут появилось новое лицо. Незнакомый мужчина невысокого роста что-то оживленно обсуждал с коллекционерами, показывая увесистый альбом.

Мы тоже с любопытством заглянули между головами окруживших мужчину нумизматов. Альбом был посвящен Римской империи. Самое интересное, что на страницах не было ни одного пробела. Неужели этому коллекционеру удалось собрать все виды древнеримских монет! Да быть такого не может! Ну или он невероятный везунчик и богач. Когда вокруг нового любителя нумизматики толпа немного рассосалась, я не утерпела и все-таки задала ему этот вопрос. Он рассмеялся и рассказал, почему все страницы альбома заполнены. Все оказалось очень просто, особенно для него, работника одного из центральных археологических музеев. 

Признайтесь, дорогие коллеги по увлечению, у многих ведь сразу возникла мысль: "Наворовал!" Нет, друзья, никакого криминала, все легко, если есть желание, терпение и руки на своем месте.

Оказывается, наш новый знакомый в пустые места альбома вставил муляжи, сделанные с настоящих музейных экземпляров по методу известного ученого филолога XIX века Франциска Кодера. Этот филолог-арабист был еще и заядлым нумизматом, даже несколько трудов написал о монетах. Так вот, Франциск Кодера всегда и везде носил в своей сумке небольшой специальный пресс, который сейчас находится в музее Instituto Valencia de Don Juan в Мадриде. Именно с помощью этого пресса ученый делал великолепные копии-муляжи очень редких монет из коллекций музеев разных стран мира, да и монет из частных коллекций тоже. Как работало это устройство? Очень просто. Любой дома может изготовить такое, что и сделал наш новый знакомый нумизмат.

 

 

Деревянная основа из двух частей, нижняя стационарная, верхняя съемная (на фотографиях музейного пресса все отлично видно). В описании музейного экспоната указаны размеры деревянных пластин пресса 12х7,5х2 см. На внутренней стороне каждой из пластин резина размером 7,5х6,5х0,6 см (указан тип резины goma caramelo). 

А дальше все просто. Берется небольшой прямоугольник бумаги (в зависимости от монеты выбиралась толщина и тип бумаги), складывается пополам, внутренние части увлажняются (изобретатель такого пресса, как говорят очевидцы, использовал язык). Затем между увлажненными поверхностями кладется монета. Все это помещается между пластинами пресса и плотно зажимается винтами. Так надо держать от 1 до 3 мнут. Затем аккуратнейшим образом этот бумажно-монетный бутерброд вытаскивается. Не сдвигая монеты, на вытесненный рельеф по обе стороны наносится тон, Франциско Кодера пользовался графитной крошкой (как показано на фото).

 

 

В наше время есть множество других вариантов сухого тонирования. Когда обе стороны муляжа готовы, вытаскиваем оригинал монеты. И остается объемная ее копия. Эту копию очень хорошо и фотографировать, и аккуратно сканировать. Изображения выглядят как с настоящей монеты. 

Именно благодаря таким объемным бумажным копиям, сделанным профессором Гомез-Морено, и сохранился полный наглядный каталог большой коллекции древнеримских монет Национального Археологического музея в Мадриде. Сама коллекция бесследно исчезла во время Гражданской войны.

 

 

Вот такое интересное знакомство у нас получилось в эту субботу.

Удачи и крепкого здоровья нам всем, дорогие коллеги по увлечению!

Татьяна Наваррика