Не металлолом: военные корабли в бухтах Севастополя

Одна из самых популярных экскурсий Севастополя – морская прогулка по бухтам города-героя. Ведь не каждый день боевые стражи Родины предстают во всей красе, да в таком количестве! Это ли не зрелище? Какие бы задачи они ни выполняли, главная из них – все корабли Черноморского флота надежно охраняют границы государства от любых посягательств извне.

 

 

Военно-морской щит страны можно увидеть живьем в гавани города-героя, и сделать это, конечно, стоит. Флотилия видна и с берега, но столько боевых единиц, так близко и сразу доводится созерцать не часто. Благо, есть возможность совершить увлекательнейшую прогулку на катере, во время которой действующие корабли ВМФ России кажутся еще более величественными и реальными. Увидев их лично, могу сказать, что картина потрясающая.

 

 

Когда мы проплывали Графскую пристань в Южной бухте, у причала ее стоял учебный 3-мачтовый фрегат. При создании на судоверфи Гданьска в 1989 году парусник был назван «Александр Грин», но по завершении постройки его переименовали в «Херсонес», в честь 1000-летия принятия христианства на Руси. Он единственный обошел только под парусами мыс Горн (это самая крайняя южная точка Южной Америки). И корабль с такой историей был брошен на произвол судьбы в 1990-х в Керчи. Оттуда в Севастополь он прибыл в очень плачевном состоянии и после ремонта приписан к севастопольскому порту. Ныне в качестве учебной базы используется здешним филиалом Морского госуниверситета имени Ф.Ф.Ушакова.

Это главная черноморская база ВС РФ. У причалов – базирующиеся в Южной бухте большие десантные корабли, совершившие немало дальних походов. Здесь ракетные, противолодочные, сторожевики, танкеры-топливозаправщики, и у каждого из них своя история. 

 

 

Взять хотя бы «Эпрон», в свое время участвовавший в подъеме крейсера «Очаков»; после судно использовалось в поисково-спасательных работах и спуске водолазов. 

 

 

Случается, что, находясь далеко от дома, корабли нуждаются в ремонте, для этих целей служит передвижная рембаза «ПМ-56». А вдали «Москва» –  флагман Черноморского флота по прозвищу «Убийца авианосцев»; на счету гвардейского ракетного крейсера не один боевой выход, в том числе в Сирию!

Гавань с береговой линией в 25 км, где вода никогда не замерзает – одна из самых удобных в мире. Севастопольская бухта длиной 7,3 км, шириной в 1,4 км и глубиной 21 м в форме корытообразной впадины подходит для маневрирования и размещения даже крупногабаритных судов.

 

 

Среди металлических корпусов качается на волнах корабль-разведчик среднего класса «Приазовье» ССВ-201. Он спущен на воду в 1986 и по-прежнему несет службу. К этому же классу относится и современный корабль «Иван Хруст», один из самых молодых на Черноморском флоте, на вооружении его – ПЗРК «Игла» и тумбовые пулеметные установки.

 

 

«Енисей», как белый остров, уникальное судно из 4-х подобных в мире – плавучий госпиталь, где одновременно могут находиться до 100 тяжелораненых, в операционных на его борту даже при большой волне можно делать сложные операции. В качестве профилактория им могут пользоваться до 2 сотен человек.

 

 

Он сошел со стапелей в 1970. Благодаря «Енисею» спасено множество жизней, во время войны в Абхазии он вывез из зоны конфликта 7000 пострадавших. Ресурс механизмов судна не исчерпан, оно стоит у причала в ожидании капитального ремонта.

 

 

Рядом – транспорт «Генерал Рябиков», который предназначен для обеспечения вооружением и боеприпасами кораблей, находящихся вдалеке от пунктов базирования. С 1978 он бороздит просторы Средиземного и Черного морей и используется по прямому назначению.

 

 

Ставить и поднимать рейдовое оборудование, мертвые якоря до 100 т и боно-сетевые загородки на больших глубинах, ставить и раскреплять причалы, «постели» для подлодок – этим занимается килектор КИЛ-158. Сия махина может перевозить глубоководный спасательный аппарат для подъема с 300-метровой глубины экипажей с затонувших субмарин.

 

 

В 1989 его построили на судоверфи в ГДР, а с ноября того же года он в составе транспорта обеспечения флота. С 1990 года на нем перевозили боезапасы и продовольствие из Болгарии, Феодосии, с Кавказа, а ЗИЛы, буровую технику и прочие грузы доставляли в Алжир.

 

 

Для прокладки кабелей связи, их подъема и ремонта нужны суда типа «Сетунь» (произведены в Финляндии), физические поля контролирует «СФП-183», а размагничиванием занимается «СР-541» (строившееся в 1982 по заказу ВМФ Советского Союза в Гданьске), с разделом СССР судно отошло к России.

 

 

Необходимость осваивать глубины Мирового океана, акцентируя внимание на гидрологических условиях, что немаловажно для плавания подлодок, потребовала создания гидрографических судов. «Створ» – одно из них, водоизмещением 2499 тонны, без вооружения, призванное вести наблюдения (батитермографные, химико-гидрологические, за течением и морскую метеорологию).

 

 

«ГС-86» – малое судно подобного типа (серийно выпускались в Польше), выполняющее те же функции, плюс оно обеспечивает флот необходимыми данными в ближней зоне моря.

 

 

Множественные затоки и врезы гавани вмещают суда разных классов и позволяют размещать на своих берегах пристани и судостроительные объекты.

 

 

В Корабельной бухте у причальной стенки – плавучий ремзавод с кранами и судами, находящимися в ремонте. Одно из них носит имя героя Русско-японской войны – «Андрей Степанов». Это огромный буксир с собственной вертолетной площадкой. Построенный в 2015-2017, он предназначен для перемещения судов издалека и швартовки их к месту стоянки, для снятия с мели и пожаротушения на кораблях, плавучих сооружениях и объектах на берегу.

 

 

Дизельные подлодки третьего поколения «Ростов-на-Дону» (бортовой номер 556) и «Новороссийск» (б/н 555) вернулись в Севастополь в июле 2016. В мире они самые малошумные, оснащены новейшей радиоэлектроникой и совершенной системой гидроакустики, с ракетно-торпедными комплексами на борту. Предназначены субмарины для защиты морских баз, их коммуникаций, пространств в прибрежной зоне и других целей.

 

 

Здесь же и корабли береговой охраны, и о любом из них есть что сказать!

 

 

В общем, флот существует, постепенно обновляется и надежно стоит на защите рубежей нашей страны.

Галина Девятова