Артефакт из глубины времен – надувная лодка

С древности человек задумывался над тем, как преодолеть водную преграду, как перебраться через реку или переплыть озеро. В Ассирии для этих целей использовали очень необычное приспособление — надувные плоты-подушки из накрепко сшитых шкур крупного рогатого скота. Эти артефакты, изображенные на стенах зиккуратов, и можно считать первыми прообразами надувных лодок. 

Надувные конструкции из шкур использовали некоторые другие древние народы. До сих пор известны племена, предпочитающие всем другим средствам передвижения по воде обтянутые кожей лодки с деревянным или костяным каркасом. Наследие далеких предков! 

 

 

Или взять Древний Китай. Там, в этом азиатском котле множества потрясающих изобретений — пороха, шелка, бумаги — постоянно рождались и воплощались в жизнь новые идеи. Так, во времена могущественных империй Тан и Сун тоже использовали наполненные воздухом шкуры скота, но лишь для создания мостов наподобие понтонных.

Затем технологии создания надувных плавсредств канули в Лету, и человечество около тысячи лет обходилось деревянными судами малого размера. А надувные лодки появились лишь после того, как промышленность начала выдавать в больших объемах прочные прорезиненные материалы. 

 

Бразильский вариант

 

Изначально главным компонентом непромокаемой ткани был натуральный каучук — вещество, получаемое из сока гевеи, тропического южноамериканского дерева. Европейцы впервые узнали о нем только после открытия Южной Америки в XVI веке. Удивительно, но барзильские индейцы делали при помощи пропитки непромокаемые плащи. Технология, конечно же, была заимствована. В Европе первые изделия такого плана появились в 1759 году, а производство развернулось лишь в 1825, в Англии, на фабриках Макинтоша. Далее, уже в 1839 году, американец Чарльз Гудиир изобрел метод получения из каучука эластичной резины путем вулканизации. Это был прорыв и первый шаг к созданию надувной лодки, похожей на современную.

 

 

Первое подобие того, что стало в дальнейшем именоваться надувной лодкой, ввел в употребление английский герцог Веллингтон в начале XIX века. Плавсредство использовалось не для мирной рыбной ловли, а испытывалось в горячих точках того времени. Все мы помним, что у Британской империи, царицы морей, в то время был самый продвинутый и многочисленный флот. При этом очень важно было переправить бойцов на берег, желательно, не промочив снаряжение, оружие и боеприпасы, а для этого требовалось много лодок. Ясное дело, что надувных можно было загрузить на корабль куда больше, чем обычных деревянных.

Ранние варианты надувных лодок были признаны не слишком надежными, так как легко прокалывались и протекали. Моряки намучались с ними.

Уже в 1846 году появилась более надежная лодка для перевозки войск. Она была рассчитана на 10 гребцов. Для повышения надежности ее оснастили брезентовым чехлом, а борта разделили на отсеки. И снова удивительный факт: для нужд Британской империи эти лодки производили… В Индии.

Далее производство надувных лодок развернулось по всему свету. В 1844 году американский лейтенант Питер Халькетт изготовил несколько надувных лодок, которые были успешно использованы в арктических экспедициях. Спустя всего лишь 5 лет появилась одноместная спасательная лодка весом 5 килограмм. А спустя еще 6 лет благополучно испытан гигант надувного судостроения — лодка-плот пассажировместимостью 40 человек и массой всего лишь 81 килограмм. Ну а в 1866 году три человека на надувном плоту преодолели бушующие воды Атлантики, пересекли океан на надувном плоту, проплыв от Нью-Йорка до Саутгемптона за 51 день.

 

 

Далее были представлены лодка-плащ, лодка-ранец, лодка для охоты, рыбалки и прочие модели. В начале XX века уже было развернуто производство близких к современным моделей резиновых лодок.

 

До войны и после нее

 

Отметим особо, что в годы Первой Мировой войны надувные лодки использовались для осуществления всякого рода секретных операций. В 1918 году немецкая подводная лодка высадила в Ливии с помощью надувных лодок десант, доставивший оружие и снаряжение местным повстанцам. С 1919 года в Англии наладилось производство лодок, которые впоследствии были использованы ВВС в качестве спасательных средств для летчиков.

 

 

Что касается СССР, то в 1936 году летчики Чкалов, Байдуков и Беляков совершили героический перелет через Северный полюс в Северную Америку. В комплект аварийного снаряжения самолета входила модель лодки, изготовленной на московском заводе «Каучук». Спустя год для первой советской экспедиции на Северный полюс во главе с Папаниным на «Каучуке» спроектировали и изготовили двух- и четырехместные надувные лодки. А с 1938 года в нашей стране было налажено серийное производство надувных лодок специального назначения. Например, А-3 (длина 6, ширина 2,3, высота борта 0,85 метра, масса 177 кг) была рассчитана на 30 человек. 

Или пятиместная лодка ЛМН, которая была принята на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии в 1931 году. По штату две таких модели имелось в саперном подразделении (команде или роте) стрелкового полка и по четыре — в понтонных, мостостроительных ротах инженерных батальонов. К слову, официально надувная лодка не снята с вооружения и в настоящее время!

 

 

Ну а уже после войны, в 1950-60-х годах, резиновые надувные плавсредства стали очень востребованными среди рыбаков, охотников, туристов.  В СССР производилось более половины мирового объема производства резиновых надувных лодок.

Правда, резина постепенно начала выходить из моды. В конце 1980-х были созданы лодки из поливинилхлорида — ПВХ, более долговечные, менее поверженные износу и не страдающие от солнца. Лодки из ПВХ еще легче резиновых надувных лодок, также отличаются более удобной конструкцией.

 

Сегодня история надувных лодок продолжается, и вы можете в этом убедиться лично, осмотрев новинки в торговом центре «МДРегион». Самые удобные и надежные современные лодки представлены здесь, и их можно без проблем купить или заказать онлайн.

 

Популярные надувные лодки сегодня 

 

  • Лодка «Юнга»

Эта одноместная гребная лодка производства компании «Тонар» очень удачно сочетает минимальный вес, отличные ходовые качества, повышенную надежность, так что ее можно порекомендовать любому любителю рыбалки с лодки. На лодке «Юнга» можно быстро и очень тихо пробираться сквозь заросли камышей или проплыть по узкой и извилистой протоке, чтобы добраться до места охоты либо до точки приборного поиска.

 

 

Длина лодки небольшая, 2 метра, ширина также невелика, всего 1,1 м. Грузоподъемность при этом 170 кг. Гармоничный дизайн, плотный ПВХ 750 г/кв.м, алюминиевые весла с большой лопастью — все для комфорта.

 

 

  • Лодка Omolon SLD A-300-S

Лодки российской марки Omolon предназначены для использования на небольших водоемах. Ну как небольших? Озеро переплыть можно, а в море выходить в непогоду не стоит, впрочем, как и на любой другой лодке. Размер лодки тоже невелик — 3 метра на 1,45 метра, вес — всего 30 кг. Рассчитана на 3 человек, оснащена тремя независимыми отсеками. Большое рабочее пространство и устойчивость на воде позволят вам безопасно передвигаться по лодке. Вдоль всего борта проходит привальный брус, который защищает баллон при столкновениях с препятствиями и при швартовке. Несомненным преимуществом является отсутствие необходимости обязательной регистрации в ГИМС.

 

 

  • Лодка «Бриз 190»

Сверхлегкая и компактная гребная лодка производства компании «Тонар» из ПВХ с алюминиевыми гребками предназначена для рыбной ловли и охоты на закрытых водоемах. Длина лодки — 1,9 метра, ширина наибольшая - 0,96, грузоподъемность — 150 кг. Просторный кокпит позволит свободно разместиться и при этом удобно расположить необходимый груз. Упакована в рюкзак, вес всего 7,8 кг. То есть, можно и пешему нести такую лодочку, если возникнет надобность. Тоже прекрасный вариант для одиночек.

 

Павел Макаров