Детективная история времен Великой Отечественной войны
На протяжении 15 лет заведующий нумизматическим салоном Санкт-Петербургского монетного двора Андрей Хитущенко совершает экспедиции в разные уголки страны для поиска останков солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Не каждая история воинского подвига имеет свой логический финал. Подчас поисковым отрядам требуются месяцы и даже годы, чтобы установить имена участников драматических событий Великой Отечественной войны и предать вечной памяти их заслуги перед страной. Одной из таких историй, пока не имеющих финала, стала загадка крушения самолета ЛаГГ-3.
ЛаГГ-3 — одноместный истребитель-моноплан 1941-1944 гг. Конструкторы: Лавочкин, Гудков, Горбунов.
Впервые на месте крушения ЛаГГ-3 Андрей Хитущенко оказался 9 февраля 2020 года. Один из местных жителей сообщил, что видел остатки двигателя и деревянные (фанерные) части боевой машины недалеко от урочища Пустынька, Новгородской области. И поисковый отряд из четырех человек отправился на поиски самолета. Даже в занесенном снегом лесу быстро нашли обломки самолета: переднюю часть двигателя, часть центроплана, которая на этом типе самолетов делалась из дельта-древесины.
«Были найдены части от крыльевых реактивных снарядов, лючки, бронеспинка, которая прикрывала пилота от пуль. Можно было предположить, что самолет сел на вынужденную посадку», - вспоминает Андрей Витальевич.
Прибыв на базу, поисковики приступили к зачистке шестеренки редуктора – части двигателя. По обнаруженному на стопорном кольце номеру ПФ3-1994 – выяснили: двигатель был выпущен на заводе №21 в Горьком и установлен на самолет ЛаГГ-3 №3121 36-5 26 сентября 1942 года. Вот только ни у одного из исследователей военной авиации не было в архивах записей об этой машине. На этом история могла закончиться, но поисковики не из тех людей, кто пасует перед трудностями.
Следующий выезд на место падения самолета состоялся 22-23 февраля. Было принято решение разделиться на две группы. Первая проводит разведку местности и обустраивает лагерь, вторая – во главе с Андреем Хитущенко – проводит зачистку места падения машины, поиск возможной воронки и останков летчика.
И вот нашлись лючки, часть поршня, боеприпасы от пулемета Березина 12,7 мм и боеприпасы от пушки ВЯ-23. А вот и новая загадка: обычно на Лагг-3 ставилась пушка ШВАК – 20 мм, а не ВЯ-23.
«Пушка ВЯ-23 Волков-Ярцев – ставилась на Лагг-3 в редких случаях, и количество таких машин можно пересчитать по пальцам. Заглянули еще раз в документы завода: нет, на наш самолет эта пушка не ставилась. Что же это может быть? Либо нужно искать дубли номеров двигателя – возможно, редуктор с номером, который мы нашли, был поставлен на наш самолет с другого в результате ремонта, - либо, что самое невероятное, на этом месте разбился еще один самолет», - делают выводы поисковики.
На следующий выезд – 21-22 марта был намечен поиск места боя и убитых солдат. «Лагерь поставили недалеко от самолета и ушли в долгий изнурительный поход по боевым местам, форсировали реки и ручьи, шли по болотам по колено в воде. Все достается самым стойким и терпеливым! - убежден Андрей Витальевич. – Вечером, сильно уставшие, мы шли в сторону лагеря, пробираясь лесами и попутно прозванивая землю прибором – вдруг за что-нибудь зацепимся. Я предложил другу зайти на место падения самолета и забрать поршень, чтобы посмотреть номер двигателя и понять ремонтировался он или нет. Мы забрали поршень, и я решил немного «позвонить». Обнаружились звенья ленты пулемета Березина. За ними - пряжка с парашютной системы, потом карабины и замок от парашюта. Тут же стали попадаться куски кожаной куртки, за ними поднимаю… кости руки!»
На следующий день нашли другие сохранившиеся в земле останки.Также куртку, в карманах которой патроны от пистолета ТТ, сгнившую ладанку.
«И тут моему другу Андрею попадается петлица с формы образца 41-го года, а на ней - четыре кубаря. Невероятно - это новая загадка! Старший лейтенант - три кубаря. Капитан - одна шпала. Вопрос, в каком звании был летчик? Кого искать? - недоумевает поисковик. – Но мы уже начинаем приближаться к разгадке. Нам известно, что на аэродромах в районе Крестцев, откуда действовала советская авиация, на ЛаГГ-3 летали три полка – 21 ГИАП, 238 ИАП и 156 ИАП. Потеря нашего самолета была в промежутке с октября 1942 по февраль 1943 года. Пока это вся известная нам информация».
Распространение пандемии COVID-19 усложнило работу поискового отряда, но не остановило ее. «Для нас история ЛаГГ-3 закончится, только когда не останется сомнений, кто и при каких обстоятельствах был сбит в этом месте», - уверен Андрей Хитущенко.
Комментарии
Средний начальствующий состав (4 кубика)
Помощник командира батальона,
командир отдельной роты
(и им соответствующие).
Выпуск с августа 1942 до весны 1943 года. Выпускал только авиазавод № 31 (г. Тбилиси), эвакуированный из Таганрога в октябре 1941 г., главный конструктор ОКБ-31, руководитель проекта по созданию ЛаГГ-3 — В. П. Горбунов. Авиазавод № 31 с конца 1942 до середины 1944 г. — единственный завод выпускавший ЛаГГ-3.
Летчик с четырьмя кубарями мог на момент гибели не пройти переаттестацию (с присвоением ему звания старшего лейтенанта или капитана). Например он был призван из запаса.
Так как ЛаГГ начал выпускаться серийно с 1940 г., то соответственно летчик не мог погибнуть до момента введения личных званий, т.е. с 1924 - 1935 г.
Оставить коммент