Катин пятак

Копари в большинстве своем народ суеверный. Если в начале сезона, в первый день копа, под катушкой вдруг обнаружится Катин пятак с двуглавым красавцем орлом — весь год будет удачным. Это уж как пить дать! 

 

 

Здоровенная медяха весом полсотни граммов — всегда желанная находка, и, надо заметить, достаточно частая. Еще бы! За 34 года, с 1763 по 1796, их начеканили столько, что похвастаться монетой может любой кладоискатель. Общий тираж пятаков Екатерины Великой превышает полтора миллиарда штук. Очень мало в мировой истории монет, производимых в таких объемах, потому и цена в нумизматических кругах на эту большую красивую монету весьма щадящая. За исключением, конечно, редких экземпляров.

Появление металлоискателей снизило стоимость пятаков в разы. В середине девяностых кладоискатели из Санкт-Петербурга и вовсе обрушили рынок, когда с помощью металлоискателя обнаружили бочку с такими пятаками, отчеканенными в Екатеринбурге. Общий вес клада тогда превысил 400 килограммов. Когда грузили монеты в автомобиль, у джипа лопнула рессора. Можно себе представить, каким нелегким был труд тех, кто транспортировал монеты в период их хождения в XVIII веке! Медные деньги перевозили на телегах в деревянных бочках, каждая весила 25 пудов — те самые 400 килограммов.

 

 

Чеканка на монетных дворах

 

Именно потому что монеты тяжелые и транспортировать их непросто, было принято решение чеканить пятикопеечные монеты на нескольких монетных дворах, будто разбросанных по всей России: Московском (ММ), Санкт-Петербургском (СПМ), Екатеринбургском (ЕМ), Сузунском (КМ), Таврическом (ТМ), Аннинском (АМ) и Сестрорецком (СМ). Буквенные обозначения указывают на местоположение монетного двора, где велась чеканка монеты.  

Иной раз встречаются монеты, на которых отсутствует буквенное обозначение монетного двора. К примеру, с 1763 по 1765 год на монетах, отчеканенных Екатеринбургским монетным двором, нет соответствующих букв. Это объясняется тем, что первое время для чеканки аверса использовались штемпели времен Елизаветы. Почти все монеты 1763 года, производимые Екатеринбургским монетным двором, являют собой перечекан елизаветинских пятаков и десятикопеечных монет императора Петра III. Зачастую на них весьма отчетливо проявляется вензель Елизаветы или «арматурные» знамена Петра. Стоимость таких монет на аукционах может превышать 100 000 рублей.

 

5 Копеек 1763 г. СПМ. Перечекан из 10 Копеек 1762 г. 

 

 

Поскольку чеканились пятаки аж на семи монетных дворах, то все они, помимо буквенного обозначения, имеют и другие характерные особенности. К примеру, пятаки сузунского чекана (КМ) отличаются тем, что гурт у КМ-пятака — шнуровой, как на сибирских монетах. В то время как у пятикопеечных монет, отчеканенных на других монетных дворах, помимо Таврического, гурт сетчатый. 

В целом же, самые распространенные — екатеринбургские монеты, их тираж значительно превышал производство пятаков остальных шести монетных дворов того времени. Наименьший же тираж произведен Таврическим монетным двором, эти монеты считаются наиболее редкими, а значит, дорогими. Поэтому нынешние жулики иной раз пытается переделать екатеринбургский пятак в таврический, превращая букву Е в Т. Всего-то! Но есть значительные отличия, по которым опытный нумизмат определит подделку: на пятаке с аббревиатурой ТМ иная каллиграфия цифры 7, и гурт не сетчатый, а с насечкой. Но самое главное, орел на таврическом пятаке сильно отличается от екатеринбургского.

 

5 копеек 1788г. Таврический монетный двор (ТМ)

 

Кстати сказать, в ожидании приезда Екатерины Великой в Феодосию малым тиражом были отчеканены и серебряные пятаки, именуемые потемкинскими, но это совсем другие монеты, ничего общего не имеющие с классическими медными пятаками, имевшими хождение по всей России.         

 

5 копеек 1767 года, серебро, ТМ, "потемкинский пятак"        

 

История монеты

 

Но вернемся к истории самой монеты.  Дизайн пятака был разработан задолго до прихода к власти Екатерины Великой. Именно по этой 16-рублевой стопе с весовой нормой 51,19 грамма, согласно указу дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны, от 20 декабря 1757 года, было велено чеканить пятикопеечные монеты нового образца. И в 1758 году в обращении появились большие тяжелые монеты с двуглавым орлом, под которым разместился картуш с названием номинала монеты — «пять копеекъ».                          

Такие монеты также встречаются в полях, однако гораздо реже, поскольку чеканились пятаки Елизаветы Петровны всего лишь пять лет и несопоставимо меньшим тиражом.

 

5 копеек Елизаветы Петровны.

 

Недолгое правление внука Петра I, Петра III, не изменило облик монеты, но поменяло ее достоинство. Из пятачка она превратилась в десяток. Но после госпереворота, с приходом к власти его супруги Екатерины, все встало на свои места. Облик монеты был столь привычен обывателю, что новая императрица приняла решение оставить дизайн пятака в прежнем виде. Десятикопеечные монеты Петра III с военной атрибутикой — «арматурой» были вновь перечеканены в пятаки. Тот же орел и тот же номинал, что и при Елизавете Петровне, изменился лишь вензель. В таком виде монета чеканилась до 1796 года, до самой смерти императрицы Екатерины Великой.    

 

Шведские орлы

 

В северо-западных областях России в 1788 году в обращении появились необычные пятаки, отчеканенные в шведском городе Авеста. Готовясь к очередной войне с Россией, ослабленной турецкой кампанией, молодой шведский король Густав III, ярый русофоб (как и вся политическая элита Европы, впрочем), отдал распоряжение чеканить российские пятаки с буквенной аббревиатурой Екатеринбургского монетного двора — ЕМ. Такая практика в те времена была обычной во многих странах: наступающие войска покупали у местного населения продовольствие и фураж за местную валюту, это во-первых. А во-вторых, увеличивая денежную массу, наносили урон экономике государства-противника.  Вот и чеканили деньги того государства, которое намеревались оккупировать.  

Война, несмотря на малочисленность российской армии, завершилась полным поражением шведов. Однако деньги оккупантов продолжили свое хождение на территории России, и сейчас такие пятаки можно встретить в некоторых частных коллекциях. В нумизматических кругах их именуют «шведскими орлами».  На аукционах встречаются лоты с этими пятаками, где их стоимость исчисляется миллионом, а то и двумя миллионами рублей.

 

 

«Шведским орлом» эту монету прозвали из-за того, что, копируя пятак, вместо большой императорской короны, венчающей двуглавых орлов, фальшивомонетчики-шведы разместили свою корону, заметно отличающуюся от российского геральдического символа — у нее пять лепестков, соединенных вместе. Помимо того, в слове «Копеекъ» вместо 28-й буквы российского алфавита, «ер» — «ъ», разместили «ерь» — «ь». Другими словами, попутали твердый знак с мягким. И в написании года выпуска ошиблись, заменив арабскую «1» на римскую «I». 

Потерпев фиаско, опозорившись пред всей Европой, шведский король Густав III распорядился непотраченные пятаки переплавить без особой огласки. Ну а те, что успели разойтись, так и ходили в обороте до 1796 года. Именно эти монеты и попадают сегодня в нумизматические коллекции.

 

Завершение истории Катиного пятака

 

Покупная способность Катиного пятака была-таки довольно высока: на пятачок можно было купить 5 караваев черного ржаного хлеба или пуд ржаного зерна.  На пятачок, в конце концов, можно было напиться вдрабадан. В классической литературе того времени частенько встречаются незатейливые обороты по отношению барина к простолюдину:  «На тебе, Прохор,  пятак, иди, напейся!»  Ведро водки 12 с половиной литров стоило 80 копеек, водку тогда именовали «зеленое вино» и продавали ведрами. Стало быть, на пять копеек можно было купить большую бутылку водки — 0,75 литра.  

6 ноября 1796-го года в возрасте 67 лет великая императрица Екатерина отдала богу душу. Взошедший на трон сын Екатерины Павел отчеканенные десятикопеечные монеты велел вновь перечеканить в пятаки, возвратив 16-рублевую монетную стопу. В нумизматической среде такие пятаки известны как павловский перечекан.

А в скором времени император Павел I издал указ чеканить пятаки из серебра. На этом история Катиного пятака закончилась.

С. Тошкин