Храмовый комплекс древнего народа

Город Евпатория – один из древнейших в России. Его возраст насчитывает более 2500 лет. Старый город, место средоточия достопримечательностей, хранит в себе много тайн. Одна из них – это Караимские кенасы. 

 

 

История караимских кенас

 

Караимы – древний тюркский народ, сложившийся как этнос в Крыму. Их язык принадлежит к тюркской языковой семье, а религия — караимизм — признает только Ветхий Завет, чем отличается от христианства (Ветхий Завет и Новый Завет), иудаизма (Ветхий Завет и Талмуд) и ислама (Ветхий Завет и Коран). Если учесть, что «караим» с иврита значит «читающий», то, вероятно, самые начитанные и ученые из них мужи слыли мудрецами. Нет ничего странного и в действующей в наши дни библиотеке «Карай-битиклиги».

Караимы с восточными евреями и талмудистами, или крымчаками, обосновались на полуострове в XIII веке, избрав пещеры Чуфут-Кале сердцем своей общины. Мусульмане массово истребляли «чтецов», и лишь когда Екатерина II росчерком пера поставила свою подпись на манифесте о присоединении Крыма к России, уцелевшие караимы перебрались в Евпаторию, ставшую их пристанищем.

Для пребывания духовного главы караимов в 1804 заложили первый камень в строительство большого храмового комплекса. А в 1805-1807 годах уже была готова Большая кенаса («Дом собраний») для праздничных молебнов, а Малую, для проведения служб в будни и обычные субботы, напротив нее, отстроили в 1815.

 

 

Обе кенасы возводились на фундаментах ветхих строений XVI столетия, по проекту и на деньги братьев Соломона и Самуила Бабовичей – местных купцов и меценатов. По планировке здания напоминают еврейские синагоги (недаром кенаса до 1911 года именовалась караимской синагогой), но есть в них что-то и от мусульманских мечетей. Особая заслуга в этом младшего из Бабовичей, коммерсанта и общественного деятеля, который общался с чиновниками и духовными представителями разных конфессий, первыми лицами государства и творческой интеллигенцией. И караимская литература тоже издавалась на деньги Симы Соломоновича.

Век с момента постройки можно назвать периодом расцвета комплекса. Здесь успели побывать многие известные люди своего времени, кенасы почтил своим присутствием и император Александр I. 

В мае 1916 караимский храм осчастливил своим посещением и Николай II с другими высочайшими особами императорской фамилии. 

После революции 1917 атеистическая пропаганда, как спрут, расползлась по стране, и, конечно, потрясения дошли и до центра религии караимов. Через 10 лет храмовый комплекс был закрыт, в помещении разместили музей антирелигиозной направленности, ставший потом историческим. Урон планировке зданий нанесли переделки 1938-го: перед войной в главном молитвенном доме были курсы медсестер, во вспомогательном – спортзал.

 

 

Чудом стало уже то, что возобновились службы в период немецкой оккупации, и в 1942 открыла двери Малая кенасса, в Большой заработал музей караимов. Все нуждающиеся снова начали пользоваться благотворительной столовой. В мирные годы антирелигиозная волна снова захлестнула Евпаторию, в кенасах размещали то БТИ, то спортшколу, пока с согласия общины в 1959 в Большой кенассе не открылся детский садик, а Малую не закрыли вовсе.

И даже когда в 1963 храмовый комплекс был признан памятником зодчества, потрясений в его судьбе меньше не стало. Здания заняли Археологический и Краеведческий музеи, приспособление под нужды которых существенно изменило облик и внутренние интерьеры бывших молитвенных домов.

Поэтапное возрождение архитектурной и культурной жемчужины Евпатории на пожертвования населения началось лишь в 1990 году. Силами караимов в 1999 восстановили Малую кенасу, больше других пострадавшую от вмешательств. После генеральной реконструкции и торжественной церемонии караимский центр в сентябре 2005, наконец, вновь стал действующим, а 2 года спустя позолоченный орел «взлетел» на обелиск, и ансамбль приобрел свой дореволюционный вид.

 

 

Прогулка по Караимским кенасам

 

На территории комплекса площадью 0,25 га на улице Караимской, кроме зданий кенас, 5 дворов (у каждого свое название и предназначение), хозяйственные помещения, есть также мидраш — школа для мальчиков, открытая еще в 1820-х, и бесплатная кухня.

За парадным, декорированным лепниной арочным входом с колоннами и коваными воротами –  фонтан для омовения. Дальше идут дворы, энергетика которых настраивает на чтение молитв.

 

 

30-метровый зеленый коридор, на стенах белые мраморные плиты с памятными датами, цитатами из Священного писания, упоминаниями о важных событиях в истории, имен филантропов, которые немало сделали для общины и для существования комплекса. 

Наверху в Виноградном дворике – лозы винограда, увивающие штакетник. Самой старой лозе здесь полтора века! А на ней все еще можно заметить гроздья винограда.

 

 

Виноградный дворик плавно переходит в Мраморный двор, где аркады и даже плиты под ногами мраморные, а сверху также увитая буйно разросшимся виноградом решетка. 

Беломраморный столб с гербом России здесь установили в 1853 (а не в 1851, как следует из надписи на памятнике), в ознаменование посещения кенас государем Александром I в ноябре 1825-го.

 

 

Слева отсюда можно пройти на Ритуальный двор. Именно сюда лет 30 назад перенесли кладбищенские надгробия, собрав народную скорбь. Здесь же можно увидеть и высеченные на камнях фрагменты древней письменности.

 

 

Напротив – Мемориальный двор. Здесь расположены 15 тяжелых мраморных плит с именами караимов - жертв Великой Отечественной. Среди них есть погибшие и в трагические дни 1942. Плита увенчана черной розой.

 

 

Дальше следуют сами молитвенные дома с арочными верандами. Например, здесь, в галерее Большой кенасы, старейшины ожидали приглашения к молитве.

 

 

Два входа в соборный зал украшены красивой каменной резьбой, на дверях массивные латунные вставки, потолок украшен орнаментом, а витражи оживляют зону, делая ее атмосферу праздничной. 

 

 

 

Молитвенный зал изумительно декорирован. С южной стороны здесь расположен алтарь, где за расшитой занавесью гехал, хранящий древние свитки Торы.

 

 

Конечно, Малая кенаса меньше размерами и скромнее в отделке, но алтарь с короной после восстановления занял в зале свое прежнее место. К отдельному входу на балкон ведут каменные ступени, где молились караимские женщины.

Возле – Дворик ожидания, где проходили собрания, и верующие толпились перед молитвой, а солнечные часы указывали время ее начала. Двор с трех сторон оформлен псевдоарками, над ним каркас в форме шатра. В дни праздников его застилали коврами и ставили столы с фруктами.

 

 

Напротив крошечный садик, окруженный металлической беседкой, довершающий композицию. Здесь кусты граната, считающиеся священными, потому что в каждом плоде ровно 613 зерен – количество, равное числу заповедей Торы.

 

 

А еще, конечно, на территории Караимских кенас функционирует музей. Так что интересующиеся прошлым караимов – добро пожаловать! Кроме того, желающие подкрепиться могут посетить местное кафе с очень вкусной караимской кухней – «Караман».

 

 

В целом, Караимские кенасы – прекрасный памятник древнего народа, настоящий храм, дышащий удивительной самобытностью и этникой. Чтобы почувствовать колорит Евпатории, обязательно надо посетить это место. Я бы очень жалела, если бы не зашла сюда!

Галина Девятова