Монеты и эпидемии

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

Очень часто эпидемии прошлого шли рука об руку с ломкой обыденных условий жизни. Это могли быть глобальные изменения климата или смена политических формаций и исторических эпох. Так, в середине VI века нашей эры эпидемия чумы, названная по имени византийского императора Юстиниана, завершила смену эпохи античности на средневековье.

 

Юстиниан.

 

В 540 г. н.э. Византию поразила эпидемия чумы. Это случилось на 13-м году правления императора Юстиниана I, поэтому эпидемия осталась в истории под названием Юстиниановой чумы. Чума пришла из Эфиопии и через Египет дошла до Константинополя. Болезнь двигалась по торговым путям, ее переносчиками были блохи, жившие в шерсти корабельных крыс. Эпидемия прошлась по Северной Африке, Аравии, Азии и Европе. По современным оценкам, ее жертвами стали даже не тысячи, а миллионы человек. На западе Европы эпидемия в 549 г. н.э. достигла Британии и Ирландии. В местных письменных источниках зафиксирована смерть от чумы множества известных личностей, включая валлийского короля Гвинеда Майлгуна и святого Финниана Клонардского. Так что Юстинианову чуму с полным правом можно признать пандемией.

Население Византии резко сократилось. В столице империи, городе Константинополе, согласно записям хронистов, в разгар эпидемии гибло более 5 тысяч человек за сутки.

 

Больные чумой

 

Церковный историк Евагрий Схоластик, живший в это время в Антиохии, оставил описание симптомов Юстиниановой чумы: «Язва эта обнаруживалась различными болезнями: у некоторых она начиналась с головы, глаза наливались кровью, лицо опухало, потом переходила к горлу и, охватив его, лишала человека жизни; у других открывался понос; у третьих обнаруживалась опухоль в паху, а затем необыкновенная горячка, и они на другой или на третий день умирали».

Во всех землях, пораженных Юстиниановой чумой, проявлялась общая тенденция. В местах обитания варварских племен, чем больше были расстояния между селениями и была меньшая плотность населения, тем меньше они страдали от эпидемии. Страшные потери несли в первую очередь цивилизованные и густонаселенные страны.

Мегаполисы того времени стояли на грани голода, бунтов и полного распада государственного организма. Перед глазами византийцев был страшный пример города Рима – некогда огромной и богатой столицы, площади которой стали пастбищем для коз.

 

Развалины Рима.

 

Но в Византии ничего похожего не случилось. Современные историки, изучавшие этот период, с изумлением обнаружили, что даже в самые страшные времена экономика и весь государственный механизм Восточной Римской Империи продолжали функционировать. Торговля в Восточном Средиземноморье продолжалась, голод не поразил ни сам Константинополь, ни другие большие города Империи. Не в силах бороться с самой болезнью и ее симптомами, светские и церковные власти Византии с успехом справлялись с ее последствиями, не давая погрузиться в хаос пораженным эпидемией районам. 

В этот переходный от античности к средневековью период в монетной чеканке соседствуют как языческие символы уходящей эпохи, так и новые христианские, например, такие, как крест. 

На золотом солиде времен правления Юстиниана мы видим портрет самого императора с круговой легендой D N  IVSTINIANVS  P F  AVC («Наш господин Юстиниан праведный и счастливый Август»), а на реверсе – еще языческую богиню победы Викторию, держащую крест – символ новой государственной религии и идеологии. Внизу обозначение монетного двора в Константинополе. Круговая легенда реверса, VICTORIA AVCCCΛ, гласит: «Виктория Августа! Победа благочестивого и счастливого августа Юстиниана!»  Действительно, Юстиниану удалось победить пандемию именно административными мерами.

 

 

Благодаря этому Византия не только сохранилась как государство, но и спасла население империи от голода, варварских нашествий и социального хаоса. 

Юстиниан I, потерявший от болезни свою жену Феодору и сам переболевший чумой, мог считать себя победителем. Его страна выжила, сохранила свою целостность и осталась великой державой. В эпоху средневековья Византия, пройдя испытания войнами и пандемией, стала сильнейшим государством Европы и просуществовала еще почти 1000 лет, пока Константинополь, ослабленный крестоносцами и набегами арабов, не пал под ударами турок-османов в 1453 году. 

 

 

Алексей Фоминых