Бестиарий на античных монетах

Часть 1

Часть 2

 

Продолжим наш рассказ о монстрах классической греческой мифологии на монетах. На очереди у нас не самые известные, но не менее ужасные существа, которые породила людская фантазия. 

 

Медуза Горгона

 

Мало кто знает, но Медуза была не одинока в своем ужасающем облике. Как гласит поздняя версия мифа, рассказанная Овидием, разгневанная Афина превратила Медузу и ее сестер Сфено и Эвриалу в чудовищ после того, как Посейдон овладел Медузой в храме богини. 

Вот описание Горгон: «Все тело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами были исполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на них».

 

Горгоны и Персей, греческая керамика, Лувр.

 

Одну из Горгон, Медузу, удалось победить греческому герою Персею, благодаря тому, что тот смотрел на противницу через зеркально отполированный щит. Ну а голову Медузы Персей вручил богине Афине, и уже та прикрепила ее к своему щиту.

Таким образом, изображение змееволосой головы Медузы, стало очень популярным символом в искусстве и на монетах. Такой элемент даже получил собственное название – горгонейон. 

 

Статер, Кизик, 500-450 гг. до н.э.

 

37 различных древних городов поместили голову Медузы на своих монетах, включая этрусский город Популония. 

 

Монета Популонии, 211 г. до н.э.

 

Наверное, современному читателю смешно смотреть на гротескное лицо с высунутым языком, но древние люди, вероятно, воспринимали его иначе. Кстати, римский горгонейон уже без этого гротескного выражения сегодня является логотипом модного дома Versace.

 

Грифон

 

В классическом античном искусстве грифонов изображают с телом льва, головой и крыльями орла, также они отличаются высокими стоячими ушами и небольшим «жирафьим» рогом либо пером на макушке. Сидящие грифоны часто изображались охраняющими сокровища и гробницы.

Теос, один из 12 городов Ионии, считал грифона символом города, своей эмблемой, что отражено на серебряных монетах. 

 

Статер, серебро, Теос (Иония), 510-495 гг. до н.э. Грифон вправо, перед виноградной гроздью и листом.

 

После того, как Персидская империя захватила Ионию, многие жители Теоса переселились в Абдеру во Фракии, принеся сюда и эмблему с грифоном. Таким образом и здесь на монетах появился этот древнегреческий монстр. 

 

Октодрахма, Фракия, позже 490 г. до н.э. Грифон сидит, гроздь винограда.

 

Великолепная серебряная октодрахма из Абдеры ушла в 2015 году на аукционе за сумму, эквивалентную 2,9 млн рублей.

Кстати, один из известных исследователей античной мифологии, историк и фольклорист Адриенна Майор, недавно выдвинула довольно интересную гипотезу о том, что легенды о грифонах основаны на находках окаменелых частей скелета протоцератопсов (с характерными клювами), которые случайно откапывали древние искатели серебра и золота.

 

Сцилла

 

Древние источники расходятся во мнении о появлении монстра Сциллы. То ее считают порождением чудищ бездны – Тифона и Ехидны, то дочерью бога морей Посейдона, то дочерью богини ночи Гекаты. Есть и другие, менее распространенные версии, все их перечислять довольно долго.

Самое раннее описание Сциллы относится к 700 году до н.э. – в «Одиссее» Гомера сообщается следующее: в пещере обитала страшная Скилла. Без умолку лая, чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом. Спереди у Скиллы двигалось двенадцать лап, на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, и на каждой шее по голове; в пасти у неё сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы. Она всеми головами выслеживала добычу, шаря лапами и вылавливая дельфинов, тюленей и других морских животных. Когда проходил корабль мимо пещеры, Сцилла разом похищала с корабля по шесть человек.

Иронично, что на острове Сицилии, чье название созвучно имени монстра, в городе Акрагас были отчеканены одни из самых красивых античных монет с изображением Сциллы.

 

Тетрадрахма, серебро, Сицилия, Акрагас, 414-413 гг. до н.э. Сцилла, краб.

 

Сцилла на этой монете представлена в ракурсе три четверти с головой в профиль. Она изображена в своей получеловеческой форме, центральный торс и голова принадлежит красивой женщине, обнаженной до пояса, а два по бокам – собакам. Нижняя часть тела Сциллы – длинный, спирально завитый рыбий хвост с острыми плавниками и широким хвостом. Нумизматы признают, что это один из великих шедевров греческой чеканки. 

В топе 100 величайших древних монет по версии известного нумизмата Харлана Дж. Берка эта монета значится под номером 21.

Несколько иное изображение Сциллы появляется на серебряном денарии Секста Помпея во времена римской гражданской войны (40-39 до н.э.). Младший сын Помпея Великого, бывшего союзника Юлия Цезаря и его позднего противника, Секст заполучил власть над Сицилией и продолжил дело отца в плане борьбы с императором (Октавианом, наследником Цезаря). Секст был пойман и казнен в 35 г. до н.э. 

 

Денарий, Сицилия, 40 г. до н.э. Сцилла с занесенным оружием

 

На реверсе монеты Секста Помпея Сцилла выглядит как женщина с двумя рыбьими хвостами и тремя собачьими головами от талии.

Продолжение следует…

М. Маркович