Апокалипсис мертвых кораблей на Балтике

Есть в Атлантическом океане коварный песчаный остров, который получил название Земли тысячи кораблекрушений. Побывать там с металлоискателем мечтают многие поисковики. Ну или хотя бы вживую увидеть останки величественных кораблей прошлого. У нас, в России, такая возможность есть в городе Балтийске, на кладбище военных кораблей. 

Балтийск Калининградской области — милый городок, в котором то и дело натыкаешься на эхо немецкой старины. И, конечно, на бесконечные военные части. Балтийск является крупной военно-морской базой: каждый день он встречает и провожает корабли. Но мало кто знает, что здесь можно увидеть не только красоту и величие кораблей, но их беспомощность и беспощадную утилизацию. 

 

 

Как утилизируют корабли? 

 

Честно говоря, до Балтийска я абсолютно не задумывалась над этим животрепещущим вопросом. Думала, что корабли ходят и ходят, пока, наверное, не потонут вследствие неодолимых обстоятельств. Может быть, в прошлом именно так все и было, но сегодня есть свои нюансы. Современный корабль — сложнейшая конструкция, которая, как и все сложные вещи, имеет свой срок службы. Это примерно 25-30 лет. Далее эксплуатация становится опасной и нерентабельной из-за коррозии корпуса, усталости металла и отсутствия запасных частей. В конечном счете, все корабли либо становятся плавучими музеями, либо списываются и утилизируются.

Утилизация корабля — это, грубо говоря, его разборка на запчасти. Пригодные механизмы уходят другим кораблям или на продажу для повторного использования, а корпус корабля превращается в металлолом. Который тоже не должен лежать без дела, а пойти через вторсырье для нужд металлургической промышленности. Однако в Балтийске как раз с этим этапом что-то не задалось…

 

 

По данным пресс-службы Западного военного округа, утилизацией кораблей занимается гражданская организация. Соответственно, военного порядка в процессе не наблюдается. Суть в том, что корабли пилят и оставляют ржаветь под открытым небом. Сквозь переборки пробивается молодая трава, а кое-где — тонкие трогательные березки.

 

Дорога к последнему приюту

 

Добраться до кладбища кораблей самостоятельно не так уж просто, несмотря на то, что оно находится в 20 минутах езды от основных достопримечательностей Балтийска — таки, как маяк, набережная, Морской музей и так далее. 

 

 

Проезд к кораблям, которым уготована судьба стать металлоломом, располагается на окраине района Камсигал. Слово образовано от немецкого Kamstigall — так именовался этот район Пиллау до 1946 года. Ехать придется по грунтовой дороге, необходимо будет свернуть направо сразу за 36 бригадой ракетных катеров, и далее, на первом съезде снова повернуть направо. Главное, не въехать на территорию военной части! Балтийск-Пиллау — настоящий город военных частей, и Камсигал — не исключение.

Препятствие в виде дырявого заборчика из сетки преодолено, и вот перед моим взором предстали они — огромные, впечатляющие, уже наполовину распиленные гиганты Балтийского флота. 

 

 

Корабли стоят разбиты 

 

Оказавшись среди ржавых исполинских остовов, вспоминаешь старинное высказывание тех, чья судьба связана с морем. У каждого корабля есть душа. Чувствуется эта энергетика. Смотришь и представляешь, как здесь, внутри этих кают и судовых помещений, кипела жизнь, как ходил этот, к примеру, сторожевик, контролируя границу акватории Российской Федерации. А вот этот, может быть, побывал в тропических морях с секретным заданием. Кто знает!

 

 

На одном из остовов можно распознать название — «Неукротимый». При жизни это был единственный корабль серии 1135М с артиллерийской установкой 100 миллиметров, построенный на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» и спущенный на воду в 1977 году.

В последние десятилетия на плаву «Неукротимый» преследовал злой рок. В 2005 году он чуть не затонул в устье Невы во время репетиции военно-морского парада. Тогда возле одного из бортов взорвался имитационный заряд, мощность которого оказалась слишком велика для «Неукротимого», в итоге сторожевик получил пробоину и дал крен. В 2008 году корабль дважды горел, даже не обошлось без жертв. В 2009 корабль, наконец, вывели из состава Балтийского флота. Через три года он затонул прямо в гавани Балтийска. После этого его вытащили и начали утилизировать, то есть, прозаически пилить на металлолом.

Судьбой «Неукротимого» занималась «гражданская организация», в итоге он несколько лет стоял на суше, понемногу разваливаясь, ржавея и гудя на сквозном балтийском ветру пустотами. Он все еще не сдавался, не покидал свой пост. Вот уж точно неукротимый!

 

 

Другие корабли не менее живописны. Всюду ржавчина, какие-то трубы, остатки механизмов. Настоящий постапокалипсис! Здесь вполне можно снимать фильмы данного жанра, наподобие «Безумного Макса». Получилось бы очень антуражно и атмосферно. С наступлением вечера наползает жуть, в тенях чудятся изломанные силуэты… До мурашек по коже пробирает. А, казалось бы, всего лишь груды металлолома, при виде которых у копающих оный вид хабара должно было сердце зайтись от восторга. Да что там, побыв там не больше часа, я поняла, что время как будто замедлилось, и что минуло не менее полсуток. Удивительно. 

 

 

Конечно, вы можете спросить, взяла ли я что-то на память об этом событии. Думаю, нет смысла об этом говорить! Как бы вы сами поступили на моем месте? Вот и я точно так же. И сейчас, долгими зимними вечерами я вспоминаю кладбище мертвых кораблей и ощущаю этот неуловимый металлический запах ржавчины, сухой земли и минувшего великого прошлого. Определенно, это одна из самых запоминающихся поездок в моей жизни.

 

Вдогонку 

 

Когда я писала статью, узнала новости об этом мистическом месте. Вот что пишут местные СМИ: «В последние годы кладбище кораблей в Балтийске пользовалось популярностью, как неформальный туристический объект и место для фотосессий. В итоге оно было обнесено забором, останки кораблей разделаны на мелкие части и вывезены». Точных сведений о сохранности кладбища кораблей в интернете найти не удалось. Я не представляю, как в одночасье можно распилить столько материала и превратить его в лом. Так что, может быть, последний приют все так же на месте. Вы можете проверить сами…

 

 

Р. Юзенас