Будем там копать или уже никогда не будем?

Начало

Продолжение

 

Ну наконец-то! Утром появилось в газете интервью с руководителем группы археологов, что работали на пляже. Оказывается, стену, под которой рыли здоровенные ямы, заложили очень и очень давно, но, поскольку во время осады и битвы 1813 года почти весь город сгорел, то и архивы, летописи и документы тоже сгорели в том великом огне. Против защитников города тогда выступали французы и их англо-португальские союзники.

 

 

Но, друзья, утомлять вас рассказами о тех тяжелых для города днях я тут не буду. Скажу только, что некоторые уцелевшие при пожаре старинные документы из сгоревшего города почему-то сейчас оказались в архивах Франции, Португалии, Англии. Посмотреть их может любой, доступ через инет свободный. В основном, это карты укреплений. Частью старых укреплений города, возведенных еще в XVI веке, была и пресловутая стена, под которой и работали археологи. Но почему до этого времени никому и в голову не приходило проводить там раскопки? Ведь все эти карты даже я видела, а специалисты и подавно. 

Все стало понятно из сегодняшнего интервью. Оказывается, в одном из архивов южной Франции нашелся документ, в котором подробно описано, как достраивали старые средневековые редуты и укрепления в 1753 году. В этом же документе написано, что одну из стен пришлось ставить прямо на старый затонувший корабль. 

 

 

Вау! Это как? Ведь защитные стены не в море стоят, а на берегу, и являются мощным щитом для городских улиц (сейчас только от штормов, а когда-то еще и от врагов). По всей видимости тут ситуация очень похожа на ту, что мы с ребятами видели на соседнем пляже (я имею в виду затонувшие корабли). На том соседнем пляже, когда сильными штормами смывает песок, под горой появляется деревянный остов когда-то затонувшего в том месте корабля. Как оказалось, глубина песка там целых семь метров, так что корабль лежит себе преспокойненько в этом песке, и только верхнюю часть иногда бывает видно. 

Но вернемся к мощной защитной стене возле старого города. Со слов руководителя археологической экспедиции выяснилось, что целью всех этих работ было добраться до затонувшего корабля, прямо на котором стоит городское укрепление. Как сказано в документе, судно находится прямо под одним из углов. Задачей археологов было взять древесину для радиоактивного анализа, чтоб установить временную принадлежность затонувшего корабля. Если судно XVII-XVIII веков, то больше ничего предприниматься не будет. В городском морском музее уже есть несколько судов той эпохи в качестве примера тогдашнего кораблестроения. А вот если окажется, что корабль под стеной средневековый, ну, скажем, века XI-XIII, будет разработан план по поднятию судна для изучения и реставрации, поскольку уж очень мало дошло до наших дней кораблей тех времен. И в местном морском музее тоже такого судна пока еще нет. 

 

 

Мы с ребятами, конечно же, обрадовались, что нашим выездам на поиск в те места ничего не угрожает. Но и задумались серьезно. Ведь если в каждый отлив там рыли такие глубокие ямы, то, конечно же, каждый прилив должен был бы растаскивать все это чуть в стороны (либо в одну сторону, в зависимости от направления волн), ну и тянуть вниз по пляжному склону, само собой разумеется. Но логика логикой, а проверить не помешало бы. 

Пришлось делать внеплановую вылазку на ночной отлив. В газете писали, что археологи свои работы уже закончили, значит, можно. Мы отложили все запланированные дела и поехали. Когда добрались до берега, оказалось, что бульдозера нет, но ограждающую ленту пока не сняли. Да уж! И что теперь делать? Можно копать? Нельзя копать? И, как назло, рядом ни одного полицейского патруля, чтоб уточнить. Зато на всех парах по городской лестнице спускаются на пляжный песок трое наших знакомых поисковиков из местных. В глазах тот же вопрос: "Как быть?" Посовещались и решили, что попробуем проверить по-быстрому, что под катушку попадется. А если скажут уходить, уйдем. Так и сделали. 

Все ходили быстро. О привычном вдумчивом поиске даже никто и не думал. Да и фотографий не делали, не до того было. Каждый ловил момент. Но недолго мы радовались большому количеству сигналов. Не поверите, но походить с детектором получилось всего минут 30-35, потом нас вежливо попросили уйти. Оказывается, на следующий день рабочие должны были начать укладывать на место огромные валуны, вывороченные бульдозером из основания стены. Вот после этого снимут ограждение и можно будет копать. А пока - нет.

Обидно, досадно, но ладно. Все мы уезжали с неплохой добычей. Нет, не подумайте, что старину гребли килограммами. Все куда прозаичнее. В слое, который сдвинули археологи, был обычный набор, как после шторма. Песеты, болтики, серебро и золото конца XIX - начала XX столетия. Поэтому даже фотографий находок  выкладывать не буду. Вы, дорогие коллеги по увлечению, уже сто раз все это видели. Но была и супернаходка! Религиозная медалька на цепочке, и вес у нее оказался приличный. Так что короткая поездка удалась. 

 

 

Ехать через день-другой  снова туда? Не думаю, что это хорошая идея. Пока будут восстанавливать брешь в основании стены, пройдет еще 2-3 прилива. А значит, согласно законам физики, все золото уйдет в глубину песка. А остальное, что так быстро не засасывается в мокрый песок, для нас обычно и привычно. Так что будем ждать очередной штормовой погоды. Ведь совсем скоро океан успокоится, и до наступления пляжного сезона ничего интересного может под катушку вообще не попасть.

Удачи нам всем, дорогие коллеги по увлечению!

Татьяна Наваррика