Можно ли искать клад, будучи слепым? Ответ есть!

Эта история произошла много лет назад, и рассказали о ней местные жители. До сих пор они помнят о бедняке, который был одержим идеей найти клад и активно копал, хотя был абсолютно слеп. 

Как это возможно? Сошлемся на первоисточник. Историю о слепом кладоискателе много лет назад, на раскопках Гочевского городища (Беловский район Курской области) услышал заведующий экспозиционным отделом Курского музея археологии Андрей Шпилев. Местные рассказывали о бедняке Ионе, который был одержим идеей найти клад. Он активно раскапывал курганы, прокладывая настоящие пещеры, хотя был абсолютно слеп. Все это могло бы остаться местной легендой, если бы Шпилев, работая в архиве, случайно не обнаружил записи, в которых фигурировал Иона Никитич Есипов... Тот самый незрячий кладоискатель.

 

 

Наощупь раскапывал землю, надеясь что-нибудь найти

 

Известно, что родился Иона Есипов в конце XIX века в деревне Филатово Обоянского уезда. «Потеряв в трехлетнем возрасте зрение, был вынужден жить на подаяния сострадательных земляков, – рассказывает Андрей Шпилев. – Вероятно, именно желание улучшить свое материальное положение и толкнуло слепого крестьянина на путь кладоискательства».

Первое достоверное известие о его деятельности относится к 1904 году. Сельская учительница, извещая Курскую губернскую архивную комиссию о расположенном вблизи села Гочево курганном могильнике, сообщала, что среди местных крестьян есть слепой бедняк, который часто приходил к курганам и наощупь раскапывал землю, надеясь что-нибудь найти. Надо сказать, что Ионе не особо везло. Кучка обгоревших зерен пшеницы – вот и весь его улов. В другой раз незрячий кладоискатель отправился на раскопки с заступом. «От ударов заступа послышался гул, свидетельствовавший о том, что в этом месте, глубже, находится пустота, – писала учительница комиссии. – Слепой, боясь провалиться в подземелье, не решился копать дальше. Он рассказал о своем открытии односельчанам, те из любопытства раскопали курган сбоку и действительно увидели подземелье. Но войти в него никто не решился».

Константин Сосновский, проводивший в 1909 году разведку археологических памятников, отмечал, что о Гочевском городище среди местных жителей ходят различные легенды, среди которых преобладают рассказы о кладах. «Поэтому искание кладов ведется здесь постоянно, крестьяне то разрывают курганы, то роются в валах, – писал Сосновский. – Но особенно настойчиво ведет раскопку один слепец по имени Иона. В течение семи лет, работая зимою и летом, часто ночью, он вырыл целую пещеру внутри вала Крутого кургана. При осмотре пещеры в насыпи были видны три прослойки угля и пепла, а также следы вынутых бревен. Сам Иона говорил, что здесь встретил однажды сложенную из камней печку, в которой были кости рыб и птиц». 

 

 

 «В этой горе есть какие-то сокровища»

 

Свидетельства о слепом охотнике за сокровищами сохранились в фондах архива Курской области. «Если раньше о Ионе я знал лишь по рассказам коллег и жителей Гочево, то в архиве натолкнулся на два уникальных документа, в которых упоминается его имя, – рассказывает Андрей Геннадьевич. – Они дают возможность с другой стороны взглянуть на деятельность кладоискателя».

Так, 13 ноября 1911 года в Курскую казенную палату от крестьянина села Филатово Обоянского уезда поступило прошение. Со слов незрячего и неграмотного Ионы какой-то крестьянин писал следующее: «В селе Гочево имеется гора под названием Городище, про которую мне представляется привидение во сне и наяву, что будто бы в этой горе есть какие-то сокровища. В 1909 году приезжал профессор, делал испытание, отыскал кладбище поодаль горы, отрывал человеческие трупы, убранные драгоценностями, но гору под названием Городище не раскапывал. После этого и по настоящее время мне опять не дает спокойствия привидение, говоря, что я должен раскопать и вскрыть пленников. Но так как я человек без зрения и не имеющий средств, питаюсь лишь мирским подаянием, то поэтому имею честь обратиться с просьбой дать содействие в помощи выслать на место комиссию для испытания и опроса меня, чтобы убедиться, что в горе действительно есть сокровища, которые можно достать».

«Разрывающий трупы профессор» из письма Ионы – не кто иной, как известнейший русский археолог того времени Дмитрий Самоквасов.

 

 

Вскоре от имени Ионы поступило новое прошение, уже на имя губернатора.

В нем Есипов снова рассказывает о насыпях, утверждая, что это место когда-то было заселенным городом. «При посещении мною этих мест часто наяву, особенно в торжественные праздники, является человеческий глас, который просит какого-то освобождения, – говорится в письме. – Покорнейше прошу Ваше Превосходительство отдать распоряжение произвести тщательный археологический раскоп в означенном месте».

 Был ли какой отклик на обращения Ионы неизвестно. По словам Шпилева, известно только то, что деятельность на территории Гочевского археологического комплекса слепой кладоискатель не прекратил. Исследовавший Гочево в 1937 году Борис Рыбаков писал в отчете, что, «помимо раскопок, ведшихся с научной целью, городище разрушалось «старцем Ионою», который около 30 лет рыл «пещеры», где жил и устраивал молебствия. По счастью, его колодцы и ходы залегали обычно глубже культурного слоя и потревожили лишь часть городища».

Доподлинно неизвестно, когда и как умер энергичный кладоискатель. Если верить легендам о Ионе, которые до сих пор рассказывают жители сел, расположенных рядом с Гочево, в один из дней внезапно обвалилась вырытая им пещера, и он оказался погребен под завалами. А, может быть, нашел Иона свое сокровище и пропал вместе с ним...

Вот такая странная история.

По материалам dddkursk.ru