Загадка медной монеты

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

Каменное здание Софийского собора в Новгороде возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки – князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии – Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») – стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

 

Храм св. Софии в Новгороде Великом

 

С XV века Тверь, Москва и Литва стремились подчинить Новгород своей власти. 

В 1472 году после решающей победы московского войска Ивана III в битве на реке Шелони ликвидация политической самостоятельности Новгорода уже была предопределена. 

15 января 1478 года после приведения к присяге на подданство и полное повиновение великому князю Ивану III всех жителей Новгорода прекратила свое существование Новгородская республика. После череды войн с Москвой, голода, опустошения и болезней город утратил свою независимость. Вече было отменено, вечевой колокол увезен в Москву, власть в городе получили великокняжеские наместники. Многие боярские семьи были высланы из Новгорода. Именно благодаря этому в Москве возникла Лубянка – после того, как Иван III приказал новгородцам, проживавшим в новгородском районе Лубяница и выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте. Ими же была построена церковь Святой Софии по подобию Софийского собора в Новгороде.

Есть основания предполагать, что собор Святой Софии был не только духовным центром Новгорода, но и символом его былого величия и самостоятельности. Вероятно, потому на поздних серебряных денгах Новгородской республики, по мнению некоторых нумизматов, изображена сцена поклонения Святой Софии. 

 

Денга Новгорода, поклонение св. Софии.

 

После присоединения к Великому княжеству Московскому Новгорода ценой потери его независимости удалось создать мощный центр дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы. Новгородские медные пула второй половины и конца XV века несут на себе уже имя великого князя Ивана III. А вот на медной монете, найденной в Новгородском районе осенью 2019 года, все еще значится имя древнего города – «ПУЛО НОВАГОРОДА». Возможно, эта медная монета чеканилась одновременно с серебряной «денгой», где как предполагается, изображена сцена поклонения Святой Софии на закате истории вечевой республики. 

 

Денга Новгорода. Поклонение святой Софии

 

Из-за малого размера и плохой сохранности – медь, как известно, в земле сохраняется значительно хуже серебра – медные монеты долгое время не могли изучить и подробно описать. До недавнего времени они вообще считались большой редкостью. Плохая сохранность породила массу проблем, связанных с их изучением. Эпоха увлечения приборным поиском принесла множество находок ранее неизвестных экземпляров средневековых монет. 

Сегодня доподлинно известно, что медных пул в денежном обращении Новгорода Великого было гораздо больше, чем предполагалось ранее. 

Более полутора веков ученые вели оживленную полемику о том, что было изображено на новгородских пулах XV века. Изображение считали то кувшином, то «непонятным предметом, напоминающим сосуд», то «головою с шапкою с горшком или кружкою на голове», то «увеличенным изображением великого князя». Ученые приводили самые разные аргументы.

Точку в этом споре поставил новгородский коллекционер А. Ф. Петров, нашедший на берегу Волхова в 1979-1980 годах два пула, которые сохранились лучше остальных. На них четко видно реалистическое изображение женского лица. Следовательно, версии о кувшине, голове с шапкою и изображении князя отпадают. Какую же женщину могли изобразить новгородцы на монетах более пятисот лет назад? 

 

Находка А.Ф. Петрова

 

Ответ на этот вопрос удалось получить после сопоставления изображения на пулах и новгородских иконах XV-XVII веков, сделанного исследователем монетной чеканки древнего Новгорода П. Г. Гайдуковым. Он пришел к однозначному выводу: на пулах изображена святая София – самый  почитаемый в  древнем Новгороде образ, которому посвящен самый известный храм Северо-Западной России.

Вопреки распространенным представлениям, святая София – это не обычная святая, почитаемая православной церковью. Это очень древнее символическое представление о Божией Премудрости, Божием Промысле и спасении рода человеческого.

В Русской православной церкви находится много икон с изображением Софии, Премудрости Божией, например, в Киеве, Новгороде, Вологде, Тобольске, в Москве, в Троице-Сергиевой лавре и других местах. Под Премудростью, или Софией, разумеют Сына Божия на основании 9 главы книги Притчей Соломоновых, где говорится: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божия, который в Посланиях апостольских называется Божией силой и Божией Премудростью, а в слове «дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, послужившую воплощению Сына Божия. На основании этих слов строится изображение икон св. Софии, Премудрости Божией.

 

Икона святой Софии, Премудрости Божией

 

Если сравнить изображение на новгородской медной монете XV века с иконописным каноном того же периода, мы увидим много общего. Во-первых, это венец с лучами. Это не корона земного владыки – это духовный венец Премудрости Божией. Лик и прическа на монетах, обнаруженных на берегу Волхова в 1979-1980 годах коллекционером А.Ф. Петровым, полностью соответствуют иконописному канону изображения лика Софии, Премудрости Божией. Эта случайная находка, по сути, должна была поставить точку в многолетней дискуссии об изображении на монете. Но время от времени старые версии трактовки изображения на новгородском пуле все еще встречаются в дискуссиях ценителей древних монет, хотя они уже давно потеряли свою актуальность и часто это вводит в заблуждение начинающих коллекционеров.

 

Загадочное новгородское пуло, найденное в 2019 году.

 

На пуле, без сомнения, изображена святая София – этот символ вбирает в себя как образ Христа, так и образ Богородицы, аналогичные религиозные изображения на медных монетах можно проследить в византийской монетной чеканке. В Византии в XI-XII веках на монетах часто изображали как Иисуса Христа, так и святую Деву Марию. 

 

Золотая византийская монета с изображением Христа и Богородицы.

 

Медные пула Великого Новгорода сохранили лишь силуэты изображения Святой Софии, детали стерлись в ходе активной экономической жизни – торговля в Новгороде процветала. Да и влажный климат не способствует сохранению монет в почве. Но теперь мы знаем, что простая медная монета несет на себе очень глубокий и сложный духовный символ святой Софии, Премудрости Божией, отражая религиозные взгляды и философию той давней эпохи.

 

Древний новгородский кремль и собор Святой Софии.

 

Алексей Фоминых