Коллекции и коллекционеры. Павел Васильевич Зубов

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

Наряду с русскими монетами Зубов приобретал и восточные, как отдельные монеты, так и целые коллекции на аукционах, у частных лиц. 

В приобретении восточных монет активно способствовал торговец Осман Нури Бей. Постепенно образовалась значительная коллекция восточных монет, а так как ими мало кто интересовался из коллекционеров, то Зубов увлекся серьезно и восточной нумизматикой. Главной задачей для него была не научная разработка, а сохранение этого материала и предоставление его специалисту-исследователю.

В собирании восточных монет главным советником и очень часто посредником был А. К. Марков, сотрудник Отдела Нумизматики Эрмитажа, признанный авторитет по восточной нумизматике. Он часто советовал Зубову: «Покупайте всю коллекцию немедленно... Ваша коллекция сасанидов тогда сразу станет выше Эрмитажной и Берлинского музея и при том выше во всех отношениях!»

 

 

Иногда Марков дарил Зубову редкости. В 1906 г. Зубов получил от него монету «пулад хана», чеканенную в Рязани, с арабскими надписями. Выяснилось, что в его коллекции было уже 4 подобных экземпляра, но он не мог их определить, и лишь Марков, с его исключительной памятью помог соединить этот ценнейший нумизматический комплекс. Однажды Марков смог уговорить Зубова приобрести на аукционе целую коллекцию восточных монет ради одного уникального экземпляра.

В этой коллекции было много дублетов, но среди них был один нумизматический раритет - монета золотоордынского хана Чапар Берда, хорошо известного по персидским и турецким источникам. Но до той поры не было известно ни одной монеты этого хана, - и Марков предложил Зубову увеличить сумму, в которую оценивалась вся коллекция – и ее удалось приобрести.

 

Динар Варахана V

 

Среди раритетов восточной нумизматики в коллекции Павла Зубова были:

 

  • Дирхем особой редкости с портретом жены Варахрана II.
  • Динар Варахрана V
  • 3 золотых царя Нарзесса
  • Дирхем царицы Азермидохт сестры Пурандох и ее наследницы ( известен только по экземпляру купца Зубова)
  • 8 дирхемов Бастама
  • Дирхем Хосроя III
  • 9 дирхемов Гормузда V
  • 18 золотых Сапора II

 

Золотая монета шаха Хосрова II Парвиза

 

Способствуя приобретению коллекции сасанидских монет из Константинополя, которое осложнялось таможенными условиями, А.К. Марков, поздравляя Зубова, писал:  «За такое приобретение Вас возблагодарит Россия, и наука, если дорастет к тому времени, когда Вы ей пожертвуете Ваши коллекции» -  при этом Марков указал, что Зубова ожидают приятные сюрпризы при разборке коллекции из Константинополя.

 

Сасанидский дирхем

 

В 1913 г. была приобретена большая коллекция мусульманских монет австрийского офицера Цамбаура, работавшего еще в 1905 г. над новейшими монетами Афганистана. Его коллекция была богата монетами халифов, медными монетами Артукидов, Зенгидов и других правителей, даже более полно представленных, чем в Британском музее. Приобретая эту коллекцию, Зубов сохранял право Цамбаура на его научные исследования.

Коллекция Зубова была открыта для коллег, как частных собирателей, так и музеев. Многие нумизматы из Грузии, Берлина, Парижа и др. городов и стран обращались к Зубову за помощью в пересылке для их научных исследований гипсовых оттисков с монет. 

«Отец, - вспоминал сын Зубова, - занимался монетами только при дневном свете. Вечером он писал письма, проверял библиотечные карточки, играл на скрипке. На столе горели неизменно три свечи. На моей памяти росли нумизматические и библиотечные шкафы... Весь штат состоял из студента, писавшего библиотечные карточки, и 

И. Ф. Полибина (управляющего домом), мывшего монеты и разбиравшего книги…»

Начало Первой Мировой войны в 1914 г. очень взволновали Зубова. Он не мог работать, сосредоточиться на монетах, не разбирал ранее полученные посылки из-за границы. Новые приобретения не поступали. «Вся зима 1915 г. была совершенно непроизводительна... Впереди были темные годы с нетопленными высокими комнатами, в которых леденело дыхание» - вспоминал впоследствии коллекционер. 

 

Фото 1915 года. Слева направо: Орешников, Зубов, А.Н. Миллер

 

 Много еще пришлось пережить Зубову, особенно в 1917-1918 гг., когда советская власть пыталась реквизировать его дом. В его дом новые «хозяева жизни» переселили 28 человек! И даже планировали реквизировать жилье. Но на тот момент спасло отсутствие электричества в доме и Зубова временно оставили в покое. Но с новыми беспокойными жильцами в его квартире.

В сентябре 1919 г. Зубов тяжело заболел, сказались нервные потрясения последнего времени и тяжелые условия жизни.

Известно, что еще при жизни Зубов завещал в 1901 г. Историческому музею свою «коллекцию, состоящую из собрания монет, медалей, жетонов и старинных ассигнаций, а также и археолого-нумизматическую библиотеку». Для науки купец завещал денежные суммы - 25000 р. на вознаграждение приглашенных музеем ученых для составления каталогов и другие расходы по составлению нумизматических каталогов.

Незадолго до смерти Зубов приступил к описанию своей коллекции, будучи уже сотрудником Отделения монет, медалей и печатей Государственного Исторического музея. Его коллекция и библиотека, оставаясь в собственном доме, в 1918 г. стала филиалом Отделения монет, медалей и печатей, а сам Зубов - помощником хранителя нумизматической коллекции музея. Здесь им были определены и описаны монеты первых восьми османских султанов и разобран большой клад - более пуда весом, серебряных монет Гирея, генуэзско-татарских и турецких султанов, найденных еще в 1909 г. на ст. Петровской на Кубани.

 

 

Шкаф для хранения монет в Государственном историческом музее

 

Смерть Зубова (2 июля 1921 г.) была неожиданной для окружающих. Всем казалось, что он выздоравливает. После утреннего освидетельствования лечащего врача сам больной сказал жене, что, кажется, и на этот раз он выкарабкается. Но надежда на выздоровление оказалась ложной. Он «вдруг стал слабеть, и паралич сердца пресек его жизнь».

Сразу же после похорон  все 14 шкафов с монетами были опечатаны Орешниковым. А в марте-апреле 1923 г. часть нумизматической коллекции (200 000 монет, расположенных в 14 шкафах) и библиотека (в 30 шкафах) были перевезены в Государственный Исторический музей, согласно последней воле Павла Васильевича Зубова. 

В течение 1925-1928 гг. монеты из собрания Зубова поступали в дар музею от членов его семьи, это были остатки его собрания - копии медалей эпохи Павла, наградные академические медали, налоговые и собачьи жетоны, знаки извозчиков и др. 

Старший сын Зубова - В. П. Зубов стал помощником А.В. Орешникова, хранителя всех музейных нумизматических коллекций, в том числе и тех, что оставались в доме Зубова после 1921 г.

 

Медаль в честь П. В. Зубова

 

Сейчас коллекция П. В. Зубова составляет основу собрания Отдела Нумизматики Государственного исторического музея. Гордостью собрания являются русские и восточные монеты - те разделы нумизматики, которыми более всего занимался Павел Васильевич. Неутомимое, самоотверженное собирательство Зубова принесло огромную пользу отечественной науке.

А.Фоминых