Коллекции и коллекционеры. Павел Васильевич Зубов

Часть 1

Часть 2

 

По образованию и основному роду занятий Зубов был ученым-химиком, специализировавшимся в области термохимии. В 1912 году он писал Орешникову, что закончил две статьи - химические, «свои лебединые песни», и планировал сделать сообщение в химическом обществе. Его научные труды по химии не потеряли своего значения и до сегодняшнего дня!

 

 

Все имеющиеся средства Зубов тратил на приобретение монет. У него было много друзей, знакомых, просто агентов-поставщиков, способствовавших пополнению коллекции. Один из товарищей по увлечению Зубова как-то описал, как на Большую Алексеевскую улицу на Таганке, где располагался дом Зубовых, шли пакеты и посылки со всех концов Европы и Востока: из Амстердама, Лондона, Константинополя, Индии. 

Разыскивая монеты в целях пополнения своей коллекции, Зубов и сам появлялся то в Лондоне, то в Амстердаме, то на старом Толкучем рынке в Москве у Китайской стены, или в лавке у менялы и торговца старым железом. Зубов всегда приобретал монеты по более высокой цене, чем другие. 

 

Старый Толкучий рынок в Москве.

 

Например, медную грузинскую монету 1804 года, которой не было в коллекции Великого князя Георгия Михайловича, он приобрел за 25 рублей вместо предполагаемых 5 рублей. 

(Тут необходимо учесть, что по соотношению цен и курса на мировых биржах того времени российский рубль конца XIX и начала XX века  приблизительно равен 1500 рублей современных).

 

 

В 1890 году одной из первых Зубовым была приобретена коллекция киевского собирателя П. Н. Арапова. И из Киева на Таганку в Москву в ящиках партиями отправлялись монеты. Одновременно в Киеве Зубов приобрел коллекцию допетровских монет Д. Н. Чудовского, а позднее К. В. Болсуновского. Спустя десять лет, в 1896 году, он приобретает у Ю. Б. Иверсена часть его коллекции – допетровские, императорские монеты и медали. А после его смерти (уже у сына, в 1901 году) приобретает медали частных лиц и остальные монеты коллекции.

В 1899 году Зубов приобретает коллекцию императорских монет В. В. Реймера в Петербурге. В 1901 году Зубов приобретает коллекцию императорских монет В. Я. Кривакина, директора Варшавского реального училища. В этой коллекции, как написал сын Зубова, было до 15 «уников» и до 30 монет, не имеющихся у Великого князя и графа Толстого. 

В 1902 году Зубов покупает коллекцию допетровских монет у А. И. Черепнина, старого знакомого, рязанского нумизмата. По его предложению Зубов стал членом Рязанской ученой архивной комиссии. 

В 1912 году Зубов приобретает монеты удельного периода у коллекционера И. С. Корнева. Зубов был также владельцем Константиновского рубля 1825 года с гладким гуртом.

 

 

О редких и неизданных ранее монетах своего собрания Зубов планировал выпустить совместно с А.В. Орешниковым специальную работу, но в результате этого замысла в 1897 году вышла книга «Материалы по русской нумизматике» авторства одного П.В. Зубова. В своей книге Зубов пожелал познакомить читателей «с главнейшими типами копеек Петра Великаго Московскаго и Набережного дворов», а также с новыми типами и разновидностями монет, не вошедшими в издания Великого князя Георгия Михайловича, и указать «на некоторые нумизматические курьёзы». Книга содержит описания 137 монет и изображение каждой монеты.

 

 

В целом труд Зубова получил высокую оценку. А. А. Ильин писал, что это интересный труд и что его заинтересовали изыскания относительно монет, которые не попали даже в подробнейшие издания Великого князя Георгия Михайловича – внука императора Николая I, а ведь именно в его великолепном собрании хранился один из экземпляров Константиновского рубл». Оказывается, у купца Зубова было немало уникальных монет, отсутствовавших в коллекции представителя дома Романовых!

При этом Зубов был скромен чрезвычайно. Собранная им коллекция русских монет, особенно XVI-XVII веков в настоящее время – лучшая в стране, а также и в мире. 

В приобретении монет Зубова интересовали не только раритеты, но и рядовые монеты. Он мечтал собрать хорошую коллекцию удельных монет. За любую помощь Зубов был всегда искренне благодарен, особенно за удельные монеты из коллекции Уваровых. 

 

 

«Ах! Если бы у меня под рукой была коллекция Толстого, какие таблицы я сотворил бы!... Значение деятельности коллекционеров я считал еще более ценным, как взялся за составление своих таблиц. Теперь я стал еще жаднее до приобретений и жажду приобрести все, что только попадется из удельных», - писал Павел Зубов Орешникову.

С некоторыми нумизматами Зубов обменивался дублетами, например, с П. И. Тарасовым из Екатеринбурга. Ф. И. Плюшкин, псковский купец, нумизмат, неоднократно приглашал Зубова предварительно посмотреть диковинки его коллекции русских и иностранных монет.

Большое внимание Зубов уделял также кладам монет и рассылал письма на места с предложением сообщать сведения о находках и присылать интересные монеты или клады. Например, крестьянин Н. В. Дулов из Вологодской губернии, С. Е. Немцов из Пскова сообщали ему о находках монет, а М. Филиппов пишет, что нашел клад тверских монет под Волоколамском. А торговцы - А. А. Черданцев, А. Ф. Копылов из Екатеринбурга, предлагали Зубову приобрести клад царских копеек, найденный крестьянами в Олонецкой губернии. Все эти данные сохранились в личном архиве коллекционера.

 

 

Как и любой русский купец, Зубов любил пошутить, был остроумным человеком с широкой душой. Об этом свидетельствует, например, шуточное меню обеда, составленное им для международного нумизматического конгресса: 

  • Пюре из кашинских пул. 
  • Пирожки новодельные.
  • Филе а-ля Елизавета большая голова, с трещиной.
  • Судак семейный, уник, с гуртовой надписью.
  • Четвероногое с задранным хвостом и высунутым языком.
  • Соус Болтон - двуглавые орлы с распущенными крыльями, обращенные вправо и влево, в ободке из бус.
  • Салат пробный. 
  • Крем битый в кольце, с ефимками, десерт.

 

Наряду с русскими монетами Зубов приобретал и восточные, как отдельные монеты, так и целые коллекции на аукционах, у частных лиц. 

Продолжение следует…

А. Фоминых