Привет из средневековья. Орудия пыток

Как много приходилось нам читать и слышать из телевизионных передач об одной из мрачных сторон средневековой действительности – о пытках. Действительно, методы принудительного получения информации или казни того времени зачастую повергают в шок. Но, это, тоже наша история. И возможно, кому то интересно будет узнать, как всё выглядело на самом деле. Разумеется, речь не идёт о реконструкции непосредственно процесса. Зато возможность увидеть реальный инструментарий, изобретённый человечеством для истязания себе подобных, я могу вам предоставить. Небольшой фоторепортаж из музея средневековых орудий пыток, иногда снабжённый описаниями – вашему вниманию. Мне довелось побывать там осенью 2012 года. Музей располагается в Петропавловской крепости Ст. Петербурга. Когда по помещениям музея идёт экскурсия, свет не яркий иногда вообще довольно сумрачно, а воздух оглашается криками и стонами пытаемых. У входа в сам музей вы видите эшафот, с палачом и плахой на нём. И вот тут-то понимаешь – ты в России. Ну где ещё может быть такая надпись на эшафоте?

Начнём с коленодробилки. Как представишь, передёргивает.

Простое и незатейливое, в техническом смысле, приспособление, но весьма функциональное. Использовалась коленодробилка для раздробления и ломания суставов, причём не только коленных, но и локтевых. К тому же металлические зубья, проникая в плоть, наносили страшные раны, вследствие которых жертва истекала кровью.

«Нюрнбергская дева»

Знаменитое орудие пыток или казни, одно упоминание которого приводило в ужас человека средневековья. Представляла собой железный или деревянный, вертикально стоящий шкаф-саркофаг, напоминающий по форме фигуру женщины, одетой в костюм горожанки. В него помещался виновный либо подозреваемый и створки дверей закрывали. Тело человека пронзали десятки шипов-кинжалов, причём расположенных так, что ни один из жизненно важных органов небыл задет. Несчастный мог умирать очень долго. «Нюрнбергская дева», в своём первоначальном варианте, была создана и впервые использована в подземелье секретного суда в Нюрнберге. А первый зафиксированный случай судебного разбирательства с помощью этого орудия относится к 1515 году. Тогда был наказан виновный в подлоге. Он мучился в «Деве» три дня.

«Аист», ещё одно название «Дочь дворника».

Название, «Аист», приписывается Римскому суду Святейшей Инквизиции. С виду ничего особенного, но на самом деле от непродолжительного пребывания в такой позе, без малейшей возможности её изменить, у человека происходил сильнейший мышечный спазм в области живота. Далее спазм охватывал всё тело и конечности. По-прошествие некоторого времени, бедолага приходил в состояние полного безумия.

Дыба. Популярнейшее орудие пыток, как средневековья, так и более позднего времени. Применялась практически повсеместно в Европе и, конечно же, в России.

  1. «Виска» - подвешивание без нанесения ударов.
  2. «Встряска» - метод ужесточения «Виски», между ногами преступника продевали бревно, на него периодически вскакивал палач. В источниках было отражено такое описание; «потянуть еВо, дабы более истязание чувствовал».
  3. «Развязка в кольца» разновидность «Виски». Суть пытки в том, что ноги и руки пытаемого привязывали за верёвки, которые продевали через вбитые в потолок и стены кольца. В итоге человек оказывался растянутым почти горизонтально.
  4. «Битьё кнутом на дыбе» - следующая стадия пытки. Руки и ноги пытаемого стягивались ремнями и палач привязывал его к стоящему перед дыбой столбу. Тело оказывалось почти параллельно к земле. Ну и дальше непосредственно битьё. Вообще, дыба использовалась очень широко, способов её применения было множество. Причём и в «галантном» восемнадцатом веке дыба, ничуть не потеряла своей актуальности.

Пытка водой. В российских источниках есть такое описание; «простригают на голове волосы и на то место льют холодную воду по капле, от чего в изумление приходят».

Известная личность, подвергавшаяся такой пытке - сам Степан Разин. Это произошло в 1671 году. Как правило, вода капала на темя человека. Равномерно падающая холодная вода вызывала спазм сосудов головы. Фиксация воздействия водой на одной точке формировала в теменной области очаг угнетения, который разрастался, захватывая всю кору головного мозга. Вероятно, какое-то значение имела частота падения капель и скорее всего высота т.к. от этого зависела сила удара.

Конечно, в музее представлено очень большое количество экспонатов. Некоторые известны нам из литературы, а какие-то довольно экзотичны. В следующем фоторепортаже я покажу несколько менее известных, иногда и менее жестоких, рассчитанных в основном на психологическое давление способов добычи показаний или наказания, применяемых в средневековье.

И вот, два экспоната, которые сам я не знаю к чему и отнести. То ли к курьёзам, то ли к пытке.
Женский «Пояс верности».

Мужской «Пояс верности».

О существовании последнего я и не подозревал. Тяжко же кому то приходилось, наверное.

Действительно, на взгляд современного человека, те, кто применял эти приспособления, кажутся попросту изуверами, а те, кто изобретал – сумасшедшими маньяками. Вот только мне подумалось, а нам ли детям и внукам создателей ядерной бомбы их судить! Наверное, надо хотя бы попытаться осознать, понятия добра и зла, человека средневековья, значительно отличались от нынешних. Хотя, я так полагаю, тем, кто оказывался в застенках, с подобным ассортиментом средств для получения признаний, от этого было не легче.

Но продолжим.

Кресло допроса.

Было очень популярно у средневековых инквизиторов в Европе, как орудие допроса молчаливых еретиков и колдунов. А в уже упоминавшемся Нюрнберге, кресло допроса использовали регулярно, аж до 1846 года. В средневековье, такие кресла иногда делали с железным сидением, что бы в случае необходимости их можно было раскалить. Думаю, суть пытки в кресле допроса вполне ясна по фото.

Орден «За пьянство»

Во времена царствования Петра 1 этим «орденом» принудительно награждали неисправимых алкоголиков. Учитывая, что орден «За пьянство» весил не менее одного пуда (16 кг.), страдания пьянчужки были не только моральными.

«Скрипка сплетниц» и «Бочка позора»

Пожалуй, и в наши дни, кое-кому пошло бы на пользу «сыграть» на «скрипке сплетниц». Она могла быть как деревянной, так и железной, для одной и для двух женщин. Действительно, своей формой несколько напоминает музыкальный инструмент. Являлась орудием мягкой пытки, играющей скорее психологическую роль.

«Бочка позора» так же наносила в основном психологическую травму. Обычно назначалась хроническим алкоголикам. Такая степень унижения была весьма существенна по тем временам. Кроме того, бочка могла быть и с дном, в этом случае человек был обездвижен, иногда его ещё и окунали в, так скажем, отходы жизнедеятельности.

Рогатки и «Вилка еретика».

Интересно первое упоминание о рогатках в отечественных документах. Оно относится к 1728 году. Тогда обер-фискала М. Косого обвиняли в том, что он держит в своём доме арестованных купцов, «вымысля прежде небывалые мучительные ошейники железные с длинными спицами». Мне показалось любопытным ещё одно описание. Человек, видевший их в Петербурге, 1819 году!, в женской тюрьме, так описал это приспособление: « Спицы длинной в восемь дюймов, так вделаны, что они (женщины) не могут ложиться ни днём, ни ночью».

«Вилка еретика» - по виду и правда напоминает двустороннюю, металлическую вилку. Кожаным ремнём она плотно крепилась к шее. Кстати использовалась нетолько в судебных разбирательствах над обвиняемыми в ереси, но и при обвинении в обычных, уголовных преступлениях. Пытаемый испытывал боль при малейшей попытке пошевелить головой. И при таком положении головы мог говорить только еле–еле слышным голосом. Иногда на вилке была надпись по латыни: «Я отрекаюсь».

Клетки.

Часто использовались в качестве позорного столба. В деревянной клетке человек имел всё же некоторую свободу действий, а вот в железной был максимально обездвижен. Обычно жертву кормили и поили, но зафиксированы случаи, когда заключённый погибал от голода и жажды, а его труп надолго оставался в клетке, в назидание окружающим.

На этом я закончу свой краткий обзор орудий пыток средневековья. Конечно же, здесь представлена лишь малая часть того, что есть в экспозиции музея. Так что у желающих пощекотать свои нервы есть такая возможность, надо только посетить музей. Лично у меня, желания туда вернуться нет, и вряд ли возникнет. Хотя конечно, побывать в этом музее было весьма познавательно.


Д. Нукратец.