Вятский кремль — спасти и сохранить!

Хлынов-Вятка — один из древнейших городов северо-востока европейской части России, основанный, по преданию, в XII веке. Вятские земли, где проживали предки удмуртов и марийцев, заинтересовали выходцев из Великого Новгорода. До сих пор память о той эпохе сохраняется в географических названиях: в Слободском районе Кировской области протекает река Рубежница, по которой и проходила граница владений первых русских поселенцев.

На высоком берегу реки Вятки, изрезанном глубокими оврагами, возвели вятчане первые укрепления, вырыли ров, насыпали земляной вал. Историки еще до революции нашли первое  упоминание города Вятки в общерусских летописях — это 1374 год. Эта дата в советское время и стала считаться официальным годом основания города. Город рос, увеличивался посад. Все больше вольных людей приходили в далекий уголок Руси за богатыми дарами леса — пушниной. Здесь росли овощи и рожь. С местным финно-угорским населением возникали крепкие торговые связи. Многие браки были смешанными. Город стал называться Хлыновом. То ли от слова «хлынули» —  нахлынули сюда люди, то ли от слова «хлын» — разбойник, бродяга. Часто совершали вятчане на легких ушкуях набеги на город Сарай и ордынские земли.

 

 

В лихолетье феодальной раздробленности вятчане активно участвовали в конфликтах и войнах. Сами нападали и ждали нападений от супротивников. Потому и Хлынов-град укрепили высокими башнями, глинобитными валами и мощным частоколом из вековых бревен. Величественно в XVII веке выглядел Хлыновский кремль — политический и духовный центр Вятской земли. Но бичом средневековых деревянных городов были пожары. Город Хлынов часто горел, и то, что осталось от Кремля, теперь находится глубоко под землей. Археологические раскопки свидетельствуют: Хлыновский кремль был деревянным, имел дерево-земляные укрепления, и когда его сооружения утратили оборонительное значение, то деревянные стены и вал были разобраны, ров засыпан, и сейчас на поверхности земли  ничего не напоминает о том, где проходили эти оборонительные укрепления.

В XVIII и XIX веках на территории Хлыновского кремля находилась резиденция вятского епископа и кафедральный Троицкий собор. Вокруг комплекса архиерейских зданий была сооружена декоративная кирпичная ограда с красивыми кирпичными башнями. Причем некоторые из башен стояли там же, где располагались древние башни Хлыновского кремля. В 30-е годы XX века прекрасный архитектурный ансамбль, который уже тогда называли  Вятским кремлем, был практически весь уничтожен. Взорван Троицкий кафедральный собор и его колокольня. Дом, где жил епископ Вяткий, оставили и передали под городской Дом пионеров. Разрушены были башни и кирпичная ограда. Вятка за несколько лет лишилась десятков храмов. Вместе с ними был уничтожен и Вятский кремль — память о многовековой истории города. 

 

 

Как-то, прогуливаясь по исторической части Вятки, теперь уже города Кирова, я забрел во двор двух старинных домов, стоявших на самом краю огромного оврага Засоры, берега которого были частью оборонительных сооружений Хлыновского кремля. Несколько лет назад, в 2015 году, я участвовал в археологических раскопках, проходивших на склоне Засоры. Тогда мы обнаружили и раскопали тарасы — бревенчатые конструкции глинобитного оборонительного вала, который мог выдержать даже огонь артиллерии. В эпоху крестьянских войн, казачьей вольницы Стеньки Разина и Болотникова, эти укрепления не были лишними. По краям раскопа четко обозначился профиль вала. А вот деревянные конструкции были все обуглены. Они превратились в древеcный уголь. Здесь в 1700 году бушевал страшный пожар, и бревна, находившиеся под землей, не горели, а просто обуглились без доступа кислорода.

При императрице Екатерине II Хлынов вновь получил имя Вятка и началась его перепланировка по регулярному плану. При этом деревянные конструкции решили уже не восстанавливать, а возводить новые из кирпича. В то время городу в глубинке Российской империи, на важном участке Великого Сибирского пути, военные действия уже не угрожали, и кремлевские укрепления превратились в ограду комплекса архиерейских построек. Светская власть из кремля перешла в новые здания, построенные архитектором Филимоном Росляковым, а вот власть духовная в лице епископа Вятского, его служб и хозяйства в кремле осталась. 

Я подошел ближе к домам на краю Засоры — это дом певчих и дом епархиальных служащих. Еще в 2016 году их хотели снести как аварийное жилье. Силами активистов и историков снос ветхих домов удалось предотвратить, им был справедливо присвоен статус памятников истории и архитектуры. Между домами я обратил внимание на полуразрушенную арку. А ведь совсем недавно, когда мы здесь проводили раскопки, арка была все еще цела! Значит, обрушилась она год или два назад. Совсем недавно! Но что это за арка? Она не была частью ни того, ни другого дома! И отличалась своими архитектурными деталями, присущими оградам вятских монастырей начала XIX века. Я набрал в поисковике «Вятский кремль» и все сразу стало ясно: это часть ограды архиерейского подворья, по сути, часть Вятского кремля и, похоже, последняя сохранившаяся до XXI века!

 

 

О том, что это одно из древнейших мест в городе Вятке (Кирове), говорят многочисленные находки археологов, сделанные рядом с домом певчих, к которому и примыкает фрагмент кирпичной стены кремля. Главным открытием стало обнаружение здесь в 2013 году большого участка мостовой Хлыновского кремля, ранее не отмеченной ни на одном плане города Хлынова. В результате раскопок была обнаружена древняя улица с хозяйственными и жилыми постройками, многослойная, как в Новгороде, деревянная мостовая, рядом с которой были найдены серебряные монеты XVII века, наконечник стрелы, множество керамических сосудов, некоторые даже с остатками пищи, фрагменты обуви и орудий труда.

Несмотря на явную историческую ценность этого места, сюда не водят экскурсии, здесь не бывают туристы. Да и не каждый житель  города знает, что здесь располагалось! Сегодня этот фрагмент стены в плачевном состоянии. Он до самого верха зарос молодыми деревьями. Их корни буквально впились в кирпичную кладку XIX века.  Кирпичи оказались очень сильно повреждены, их постоянно поливают дожди, зимой прихватывает крепким морозом. Вода, превращаясь в лед, расширяется и разрушает кирпичи изнутри. 

Как позже мне рассказали специалисты, американский клен, растущий здесь повсеместно и на самой стене — это самое худшее, что можно придумать для кирпича, потому что он очень сильно и очень быстро разрушает известковый раствор. Необходимо срочно защитить кирпичи от влаги,  максимально убрать деревья, насколько это возможно, иначе через пару лет спасать будет уже нечего!

 

 

Город Вятка (Киров) и так потерял много своих достопримечательностей, которые смогли бы сделать его городом, достойным войти в Золотое кольцо. Из 40 храмов сохранились единицы. И вот теперь разрушается и последняя память о Хлыновском-Вятском кремле! 

Пока что люди, у которых душа болит за сохранение исторического облика древнего города, изготовили памятную табличку, которую в скором времени планируют установить рядом с разрушающимся фрагментом стены Вятского кремля, чтобы все зашедшие в этот дворик знали, какую часть нашей истории мы рискуем потерять навсегда. Хотя, честно сказать, посторонние тут бывают редко. Не все могут найти дорогу в лабиринте старых улиц, и не все хотят продираться сквозь заросли крапивы, рискуя наступить на ржавый гвоздь. Последний сохранившийся фрагмент стены Вятского кремля завален хозяйственным мусором — обломками старых дверных оконных рам, досками и жердями, с годами превратившимися в сухостой и уже небезопасными с противопожарной точки зрения.

Город Киров, который большинство россиян знают как Вятку, в 1930-е годы потерял немало своих архитектурных жемчужин. Многое утрачено навсегда.

И эту последнюю часть кирпичной стены с аркой просто необходимо сохранить и восстановить! Да, нужны немалые средства и специалисты высокого класса. Возможно, подготовка к предстоящему 650-летию города Хлынова-Вятки-Кирова позволит изыскать возможности для реставрации этого уникального памятника вятского зодчества — фрагмента ограды комплекса архиерейского подворья или, как его еще называют, Вятского кремля. Иначе нельзя. Отступать уже некуда. 

Алексей Фоминых