Монеты, так и не ставшие деньгами

Часть 1

Часть 2

 

В 1920 году хорошо известный английский нумизмат и специалист по жетонам F.P. Barnard попытался определить, когда были впервые отчеканены первые итальянские жетоны. С большой долей сомнения, старейший жетон был датирован 1190 годом. Предположительно, данный экземпляр относится к генуэзцу Андреа де Ривегно  или банкиру из Болоньи Джулиано Арарди. Оба они финансировали третий крестовый поход короля Англии Ричарда Львиное сердце. Первый жетон, который можно атрибутировать определенно, был отчеканен для нужд двора французской королевы Бланки Кастильской.

 

Бланка Кастильская

 

На аверсе ее жетона изображалась одна лилия (Франция) а на реверсе изображение Кастильского замка между двух лилий по бокам. В 1218 году она вышла замуж за будущего короля Людовика VIII (1223-1226), а после его смерти правила государством при малолетнем Людовике IX (Людовике Святом). 

В основном жетоны были размером 20-28 мм. Жетоны меньшего или большего размера использовать в качестве счетчиков было неудобным. Рельеф жетонов всегда низкий для простоты передвижения по плоской поверхности счетной доски. Поскольку жетоны не являлись монетами, на них никогда не указывался номинал.

В Германии жетоны вошли в употребление гораздо позже, чем во Франции и Нидерландах. Счетчики впервые упоминаются в бухгалтерских счетах города Франкфурта в 1399 году.

 

Банкиры

 

Начиная с 15 века, жетоны чеканятся в Нюрнберге. Сегодня их так и называют нюрнбергские счетные жетоны. Они и попадаются как массовые находки в России. Реже можно найти французские и голландские жетоны.

По большей части, нюрнбергские жетоны - это дешевые имитации известных монет, а также французских и голландских жетонов. Во избежание подделок, а также проблем во взаимоотношениях с Францией, каждый эмитент был обязан поместить на жетоне свое имя, а также надпись «RECHEN PFENING». Это правило просуществовало вплоть до 1800 года, до тех пор, пока жетонов постепенно становилось все меньше и меньше, и, в конечном итоге, они не превратились в жетоны для карточных игр.

 

Нюрнбергский жетон Минерва. Нач. XIX в.

 

В отличие от французских и нидерландских, нюрнбергские жетоны не чеканились по заказу правительства. Каждый изготовитель монет и жетонов работал за свой счет и мог рассчитывать лишь на собственные усилия по реализации. Чаще всего жетоны продавались вместе с разнообразными товарами из Нюрнберга, например, игрушками. Наиболее известный производитель жетонов – Ханс Краувинкель (Hans Krauwinckel) работал в период с 1586 по 1635 год и имел представительства в Париже и Амстердаме.

 

Счетный жетон. Нюрнберг, Hans Krauwinckel, 1586-1635 гг.

 

На счетных пфеннигах очень часто встречались сведения и изображения, относившиеся к политическим и историческим событиям, так что, имея хождение среди широких кругов населения, они служили носителями информации.

Особенно ярко выступает политическая направленность счетных пфеннигов периода раннебуржуазной Нидерландской революции; так, на них встречаются изображения казни графов Эгмонта и Горна (1579), гибели испанской Армады (1588), борьбы Нидерландов за свободу вероисповедания и национальную независимость. Часто на счетных пфеннигах изображался счет на доске, чтобы таким образом способствовать ее распространению; нередки также символы счастья и торговли.

В период с 16 по 19 веков нюрнбергские счетные пфенниги распространились по всей Европе главным образом потому, что чеканились уже только в меди или латуни и часто были подражаниями известных иностранных монет (Франции и Нидерландов).

 

Нюрнбергский жетон с портретом Александра I

 

В 18 столетии чеканкой жетонов занималась главным образом основанная в 1700 фирма Лауэр. В немецком языке до сих пор бытуют поговорки, возникшие в период распространения Счетных пфеннигов, например, «Rechnung legen» (отчитываться, буквально «класть счет»), «einen Stein im Brett haben» (быть на хорошем счету, буквально «иметь /лишнюю/ шашку на доске»). (Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 1993)

Продолжение следует…

Алексей Фоминых