Русский двуглавый орёл. История. Часть 2

В описываемый исторический период в Северной Руси идёт ожесточённая борьба совсем за другое наследство. К Московскому государству уже присоединены Суздальско-Нижегородское, Ярославское и Ростовское княжества, подчинён Новгород, захвачены Тверь, Вятка, Пермь.

И вот, как раз покорение Твери, стоит здесь особняком. Ещё в 14 веке Тверь была основным соперником Москвы в противостоянии за первенство в Северо-Восточной Руси. Шла борьба за ханский ярлык на Великое княжение Владимирское между князьями Московскими и Тверскими.

В какой-то момент даже казалось, что Тверь смогла таки отстоять свою независимость. Но нет. Не смотря на лояльность князя тверского Михаила Борисовича к Москве и его неоднократную помощь московскому князю в борьбе с Новгородом и татарами, 12 сентября 1485 года Тверь была взята войсками князя Ивана 3. Михаил Борисович бежал в Литву, а Тверь навсегда утратила свою самостоятельность. Иван Васильевич отдал Тверское княжество в управление своему старшему сыну Ивану Ивановичу прозванному Молодым. После его смерти некоторое время наследником московского великокняжеского престола являлся его сын и соответственно внук князя Ивана 3, Дмитрий.

В 1498 году, всего через год после появления двуглавого орла на печати великого князя Ивана 3 Васильевича, княжич Дмитрий был венчан на великое княжение. Кстати сказать, по своей бабушке, первой жене князя Ивана Васильевича, он был и законным наследником тверского княжества.

Вот тут мы подходим к действительно серьёзному доказательству того, что двуглавый орёл мог иметь чисто русское происхождение. Находки наших коллег, поисковиков, а так же археологов, наглядно демонстрируют, что на монетах последнего тверского князя Михаила Борисовича выпущенных в 70-е годы 15 века, т.е. буквально накануне присоединения Твери к Московскому государству, был изображён именно этот символ. Двуглавый орёл.

Покорив Тверь, великий князь Иван 3 Васильевич, сделал то, что пытался путём брака с тверской княжной совершить ещё его предшественник, московский князь Симеон Гордый, - объединил два ранее враждующих княжества. А ведь ещё и получалось, что в крови тогдашнего наследника князя Ивана 3, Ивана Ивановича Молодого, как бы соединились две княжеских крови. Александра Ярославича Невского (московская ветвь) и Ярослава Ярославича (тверская ветвь). Вот и выходило, тверской орёл, как символ нового (объединённого) государства был очень даже кстати.

Таким образом, в 1497 году, когда появилась новая государственная печать, двуглавый орёл занял на ней своё место. И вот тут уже можно говорить о том, что как символ покорённой, присоединённой земли он занимал подчинённое положение – на обратной стороне печати.

А дальнейшие события, произошедшие в государстве московском прекрасно объясняют, почему о тверском происхождении государственного символа постарались побыстрее забыть.

София Палеолог, как женщина воспитанная в византийских традициях, конечно же, начала интриговать. И в результате её интриг, внук Ивана 3, Дмитрий Иванович, ранее венчанный на великое княжение, вместе с матерью Еленой Стефановной попал в опалу. Чуть позже они оказались в тюрьме, где и умерли, а наследником великокняжеского престола стал сын Софии Палеолог и Ивана 3 Васильевича – Василий Иванович.

Конечно, при таком раскладе, тверское происхождение двуглавого орла было более чем не желательно. А так как символ оставался на государственных печатях, его стали связывать с тем, что было выгодно византийской интриганке и её сыну, с пресловутым «византийским наследием» Палеологов.

Всё произошло, в «добрых» византийских традициях, а уж настоящей иронией судьбы можно считать то, что символика победителей, Святой Георгий Победоносец превратился во второстепенный символ. Ведь по сути, если конечно принять предложенную мной версию, на гербе России восторжествовал символ покорённых, символ Твери.

Да уж, в нашей с вами истории не просто много загадок, получается вся наша история – одна сплошная загадка. И может быть не так уж плохо, что на большинство этих загадок, нет и вряд ли будут однозначные ответы, ведь это даёт нам с вами возможность искать свои разгадки, не оглядываясь на то, что вещают с высоких кафедр некоторые «заслуженные» академики. Таким образом, наше хобби становится не просто развлечением, а попыткой познания своей истории, значит и попыткой познания себя. А вдруг это тоже одна из причин, почему некоторые так рвутся запретить приборный поиск?

Д. Нукратец.