Черная чума и золото

Поиск на старинных заброшенных деревнях и поместьях. Что может быть интересней? Только вот найти эти самые заброшки на севере Наварры очень сложно. Леса, горы, плюс ко всему столетия, за которые все эти заброшенные места неумолимо рассыпались, заростали разными колючими кустарниками, постепенно превращаясь в безмолвные призраки. Как ни странно, но в таких местах обычно даже птиц не слышно. По спутнику эти заброшки почти не видны. По старинным картам тоже их не вычислишь. Разве что механическим сравнением названий существующих населенных пунктов с теми, которые на старинных картах. Каких названий нет, значит заброшка. А там уж в помощь логическое мышление, знание обычаев и везение. И конечно же, терпение. Чаще всего не удается вычислить такую древнюю заброшку с первого раза. А говорю я о тех местах, с которых люди ушли во время самой страшной "черной чумы". На севере Испании в 1348 году она выкосила две трети всего населения. 

Бросали такие деревни и поместья вместе с больными жителями точно так же, как бросали чумные корабли в океане подальше от берега, на целых 40 дней. Если за этот срок останутся живые, их снова принимали в нормальную жизнь наравне со всеми. В некоторые из таких вымерших деревень и поместий со временем жизнь возвращалась, но в большинство уже никогда. Были, конечно, и другие причины, по которым люди уходили из нажитых мест. Но случай, о котором я хочу рассказать, связан именно с периодом страшной эпидемии. Правда, на тот момент мы об этом не знали.

Как обычно, перед очередным большим выездом, всей дружной компанией выбирали место.

 

 

На этот раз мы собирались на север от города. Одни из нас внимательно выискивали что-то интересное по спутниковым картам, другие кропотливо сравнивали название населенных пунктов на современной карте с картой-рисунком XVII века. Наконец нашлось название, которого сейчас и в помине нет. Теперь рядом с теми деревнями, которые существуют, надо было отыскать на спутниковой карте хоть что-то, что помогло бы найти нужное место. Где-то цвет лесной растительности немного другой, где-то возможно был источник, судя по ландшафту... Попробуй тут угадай. Решили отталкиваться от древнего обычая, по которому всегда из одной старинной деревни должно быть видно другую. Нелегкая задача, скажу я вам. 

Наконец нашлась среди бесконечного лесного массива небольшая проплешина, на ней что-то вроде бы похожее на относительно короткую ровную стену.

 

 

Возможно, это оно и есть, нужное нам место? Решили ехать туда. Проверим все тщательно. К слову, в наших местах не принято за один выезд переезжать много раз с места на место, обычно если уж выезжаем куда, то пробиваем тщательно именно тот участок, на который ехали. Ведь даже на одном поле или на одной вершине есть совсем бесхабарные места, а есть скопления великолепных находок. Да вы и сами, наверное, об этом знаете.

Добрались мы легко, по навигатору для пеших туристов нужное место нашли почти сразу, благо не таким уж крутым был горный склон. Так и есть. Со спутника была видна единственная высокая стена, уцелевшая за многие столетия. На ней когда-то были два колокола. Наши предположения оказались верными. Тут была небольшая деревушка. Каменные толстостенные дома давно развалились и поросли густыми непролазными зарослями. Но попробовать поискать можно. 

Ходить с металлодетектором было очень неудобно. Высокая трава, колючие густые кустарники и лианы, камни под травой. Надо было носить катушку довольно высоко, чтоб не разбить случайно. Но даже в таких условиях находки попадались. Удивило, что все они были возрастом не старше XIV века. Странно. Пряжки, монетки, накладки и прочее.

 

 

Монет, конечно же, хотелось побольше. Возможно, они там и были, но в те столетия их чеканили очень мелкими и тонкими. Может при таких высоких взмахах катушкой мы не доставали до нужной глубины. Но, уничтожать траву или другую зелень тут категорически запрещено. В таких случаях обычно приходиться ждать зимы, когда вся трава ложиться от холодных влажных туманов. 

Из необычного? А самым необычны и интересным оказался поиск информации по деревне, в которой мы искали. Оказывается, она была одним из тех мест, которое забросили в период эпидемии "черной чумы" в XIV веке. Именно поэтому там не было более поздних находок. И когда я читала архивные документы, то ужаснулась той трагедии, которая постигла жителей того места. Они умирали один за другим. Бедняков даже и лечить особо не пытались. Хоронили в братских могилах, пока место не оставили вместе с заболевшими на обычных в то время 40 дней. Даже описано, что выкапывали очень глубокую яму, бросали туда несколько умерших, затем небольшой слой земли, потом снова несколько тел, и снова земля, снова люди, снова земля... Жуть. Семью богатого землевладельца поначалу все-таки пытались лечить. Даже золото измельченное пить заставляли, да и к телу золото прикладывали. Но, увы...

Кстати, о золоте. В деревне мы в тот раз ничего из рыжиков не нашли.

 

 

Но в архивных записях тех времен упоминается о широком применении золота для лечения многих болезней, не только чумы. Причем как во внутрь в измельченном виде в составе разных настоек и порошков, так и в качестве наружного лечения, прикладывали золотые листы или изделия к больным местам или обкладывали ими (в меру возможности) больного человека. Разумеется, подобное лечение было доступно только богачам. Но судя по всему, от чумы оно не помогало.

Так что, как оказалось, Crisoterapia (auroterapia) - суперсовременное направление в европейской медицине, когда в лекарство добавляют золото, не такое уж и современное новшество. Похоже, что древние лекари были в какой-то мере правы, когда лечили этим металлом. Возможно золото - это не только дорого и красиво, но и полезно? Или же сrisoterapia (auroterapia) - это очередной оригинальный способ наживы? Время покажет. А мы будем снова и снова ходить на заброшенные деревни и поместья в поисках интересных находок!

Удачи нам всем в нашем интересном хобби!

 

 

P.S. Забыла сказать, что с далеких времен тех страшных эпидемий до сих пор в Испании любой карантин называют "cuarentena" (от слова “cuarenta”, что значит 40).

Татьяна Наваррика