Двуглавый орел – правда и вымысел

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

Известная концепция «Москва-Третий Рим» была сформулирована в двух посланиях конца 1523 - начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Она гласит: «Москва – третий Рим. Два Рима пали (Рим и Константинополь), третий – Москва стоит, четвертому не бывать!». Кстати, одно из посланий предназначалось для Великого князя Московского Ивана III.

 

Великий князь Московский Иван III.

 

Эта мессианская концепция и вместе с тем женитьба Ивана Великого на византийской принцессе Софье Палеолог, как думают многие, и привели к версии, что герб России - продолжение традиций Византии. Это достаточно устоявшееся представление, и тем не менее, это миф. Попробуем его разобрать.

Во-первых, двуглавый орел Палеологов ни в коем случае не являлся государственным гербом Византии. Более того, он не был гербом этой династии. 

 

Орел Палеологов

 

Хотя на золотом стяге, который везли во главе свадебной процессии  Софьи Палеолог, как раз был выткан черным шелком двуглавый орел. Византийский историк Георгий Акрополит (1217-1282г.) отмечал, что золотые двуглавые орлы украшают ткани, одежду и обувь, ими украшали щиты, оружие, они находились в храмах.

На французской миниатюре XIV века изображен император Иоанн VI Кантакузен на соборе 1351 г. в Константинополе,  подушки у подножия его трона украшают белые двуглавые орлы, а император Константин Драгас, погибший при защите Константинополя, был опознан по золотым двуглавым орлам на его сапогах. Зато ни на одном из атрибутов государственной власти в Византии (корона, монеты, печати, флаг и личный герб императора) нет двуглавого орла!  

 

Византия.

 

Сложность в изучении ранней геральдики (до конца XV века) в России и Византии заключается в том, что на щитах родовых эмблем почти не изображали, а на печатях, как правило помещали святого покровителя и имя владельца. Одним из первых, кто отошел от этой традиции, был Великий князь Иван III.

Чтобы понять, почему именно двуглавый орел стал символом Московской Руси, нужно изучить печать 1497 года. Это первое известное изображение на государственных документах сохранилось на жалованной грамоте Великого Московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану с привешенной к ней печатью, на лицевой стороне которой был изображен всадник, пронзающий копьем дракона,  а на обратной ее стороне находился двуглавый орел. Грамота датирована 1497 годом и сохранилась до наших дней, и это первое  известное официальное использование двуглавого орла. 

Часто упускают из вида, что двуглавый орел был очень популярен в средневековье в Западной Европе именно как геральдический символ! Предполагается, что европейцы узнали этот символ во время крестовых походов на Восток к Святой Земле, и он стал часто использоваться в европейской геральдике.

Германский император Фридрих I Барбаросса (XII век) первый начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих Барбаросса во время крестового похода  посещал Византию и  мог видеть этот символ во дворце. Ранее символом Германии был одноглавый орел, а, начиная с императора Фридриха, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. В качестве герба империи двуглавый орел утвердился в правление Сигизмунда I (1368–1437). В 1410 году Сигизмунд I стал императором Священной Римской империи, где гербом королей оставался одноглавый орел, но как только король наследовал императорский трон, на печатях появлялся орел двуглавый.

 

Герб Священной Римской империи на монете

 

С такой печатью познакомился Иван III, когда в конце 80-х годов XV века установил контакты и дипломатические отношения с домом Габсбургов – первых по значению монархов тогдашней Европы, в результате чего начался обмен посольствами, грамотами, переговорами «для приятельства и любви». При всей своей силе и могуществе Иван III, как человек исключительно прагматического ума, не мог не понимать, что на новом уровне русской государственности потребуются чисто внешние атрибуты, которые подтверждали бы крепость и силу его власти «в глазах мировой общественности». Отсюда и новое написание на западноевропейский манер титула на печати, и новая символика, аналогичная европейской. Это еще одно свидетельство о стремлении Ивана Васильевича поставить себя наравне с первым монархом Европы императором Священной Римской империи.

К концу XV века политика молодого независимого Московского государства была направлена на объединение под своей властью земель, ранее принадлежавших Золотой Орде и возврат русских княжеств, захваченных Литвой.

Еще во время монетной реформы 1535–1538 годов, когда правила Елена Васильевна Глинская, мать Ивана Грозного, в России появилась копейка. Так назывались серебряные монеты, на которых изображался «князь велики на коне, а имея копье в руце, и оттоле прозвашеся денги копейные».

 

 

Композиция, представленная на копейке, очень напоминает изображение «Чуда Георгия о змие» с печати Ивана III, только под копытами коня нет дракона. Корона на всаднике копейки свидетельствовала, что это изображение государя.

 

Печать Ивана III

 

Ту же корону с пятью зубцами можно видеть и на всаднике, который во времена Ивана IV «перебрался» на грудь двуглавого орла. Именно Иван Грозный повелел поместить драконоборца, украшенного короной, на грудь двуглавого орла. Таким образом, со времени Ивана IV двуглавый орел и воин-драконоборец воссоединились в одной фигуре. Впоследствии это сочетание символов и превратится в Государственный герб России.

Создание новой печати казалось для современников настолько важным событием, что об этом записано в летописи: 3 февраля 1561 года «учинена» печать – «орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инрог» - единорог – мифический зверь с прямым рогом, тоже заметим, символ  европейской культуры и мифологии.

 

Печать 1577 года

 

В «Словаре древнерусского языка» указывается, что слово «герб» в ХVI веке использовалось лишь в посольских делах, когда речь шла о других странах, с которыми Россия поддерживала дипломатические связи. Для Ивана Грозного титул «царь», означенный на печати, был очень важен. Иван Васильевич был человеком книжным, прекрасно разбирающимся в мировой истории и политике. Он изучал родословную Рюриковичей. Это занятие привело великого князя в выводам, что Рюриковичи - это потомки римского императора Октавиана Августа Цезаря. Титул «Цезарь» и «Август» в то время старались примерить на себя почти все европейские монархи, и в итоге русский великий князь теперь мог говорить с ними на равных, как потомок династии римских императоров. Конечно, это была больше политическая конструкция, чем историческая правда. Но теперь официальный титул Ивана IV говорил о его исключительных правах на власть, о силе и величии  государства.  На монетах с этого времени чеканят - «Царь и Великий князь всея Руси».

 

 

Действительно, первый русский царь использовал печать и эмблемы прародителей своих и «римскую печать» – изображение двуглавого орла, а также учреждал новые печати, например, печать 1577 года по типу печатей тех европейских государств, с которыми вступал в дипломатические контакты. На этой печати вокруг двуглавого орла, увенчанного короной, располагаются гербы российских земель и титулы Ивана IV.

Эта большая государственная печать - уже настоящий прообраз герба, а некоторые эмблемы русских земель здесь представлены впервые. Например, герб Вятской земли, присоединенной к Москве еще Иваном III - натянутый лук со стрелой - все еще хранит тайну своего значения и происхождения.

Продолжение следует…

Алексей Фоминых