Что можно найти на берегах главной реки Кёнигсберга?

Когда речь заходит о Калининграде, посетившие город сразу же вспоминают Кафедральный собор, усыпальницу Канта, и, может быть, Королевские ворота. Знатоки назовут еще десяток-другой достопримечательностей, однако сегодня я решила рассказать не о них, а о главной свидетельнице славного многовекового прошлого – реке Преголе. 

 

 

Привычное русскому уху название река носила не всегда. В античные времена римляне, побывавшие в землях на берегу Сарматского океана (Балтийское море), сообщали о некой реке Гутталус. Александрийский географ Птолемей, живший во II веке нашей эры, в своей «Географии», изобразил на карте контуры побережья и обозначил реку Хронус – именно ее некоторые исследователи считают Преголей. Более поздние ее названия – Скара (Кривая), Липса (Липкая), Прегора (Пропасть). Когда основным населением на берегах реки стали немцы, они переиначили наименование в Прегель. После Второй мировой войны речка стала Преголей.

Воды ее скрывают множество тайн.

 

Подводные клады

 

Главная водная артерия Кёнигсберга-Калининграда окружена мифами и легендами. Опустим те из них, которые касаются ведьминских кошек, катающихся в котлах по льду, и рассмотрим наиболее реальные. 

 

 

Во-первых, Кёнигсберг всегда был торговым городом, портом. М. В. Станиславский писал: «Посетив в сентябре минувшего года Кёнигсберг, я был несказанно поражен видом этого города. Из мизерного, словно захудалого городишки превратился он в настоящую роскошную столицу средней величины. На речке Прегель в самом центре города красовались гигантские пароходы вместимостью до 6000 тонн. Устроена великолепная гавань с новейшими приспособлениями, каких я никогда не видал ни в Петербурге, ни в Кронштадте, ни в Ревеле». Как вы сами понимаете, торговая деятельность, стартовавшая на реке еще в средние века, не прекращалась ни на минуту. Здесь разгружались и загружались речные и морские суда, в воду попадало множество различных предметов. Так, на дне Прегеля и в окрестностях берегов, можно отыскать даже экзотические монеты из разных уголков мира. 

 

 

В 2014 году археологи РАН отчитались о различных предметах, извлеченных буквально из-под воды. При раскопках в портовом районе, ранее носившем название Ластадия, было выявлено несколько тысяч находок: монеты, отчеканенные в разных городах и государствах Европы, в том числе прямоугольные шведского чекана, счетные жетоны, свинцовые товарные пломбы, стеклянные бокалы с росписью. 

Ранее, в 1990-х годах, из-под воды было извлечено несколько единиц старинного оружия, монеты и украшения. По словам калининградского археолога Анатолия Валуева, тогда поднимали накладки на церковные книги, бронзовые перстни, пуговицы. Большая часть находок хранится в фондах Калининградского историко-художественного музея, и время от времени предметы со дна Преголи можно увидеть в экспозициях.

 

 

Во-вторых, Кёнигсберг славился весьма оживленным бытом. Здесь всегда кипела жизнь. Поэтому часты находки керамических изделий – фрагментов кухонной и столовой посуды, курительных трубок, изразцов, строительной керамики. Во влажной прибрежной почве хорошо сохранились деревянные посуда, ложки, детали кожаных книжных переплетов и обуви, ножен, рукавиц, ремней, фрагменты текстиля.

Ну и в-третьих, одна из самых популярных городских легенд повествует о том, что после войны остатки домов на острове Кнайпхоф просто столкнули с берега в реку. Действительно, на острове было размещено несколько сотен домов, а после бомбардировок они превратились в крошево. Однако никто эти раздробленные кирпичи в реку не сталкивал. Их разбирали на стройматериалы и грузили на баржи, после чего использовали для восстановления города. Но, конечно, поискать в глубине реки возле острова Канта (Кнайпхофа) вполне можно, обязательно что-нибудь найдется.

 

 

Есть данные и о системе тоннелей под рекой Преголей. Например, доктор наук В. И. Кулаков в своей книге «История замка Кёнигсберг» пишет, что во время раскопок на территории бывшего Королевского замка был обнаружен подземный ход, по которому прихожане из замка могли попадать в Кафедральный собор на службу. Поскольку замке жили весьма состоятельные и именитые люди, в подземном ходе могут таиться несметные сокровища! Так или иначе, по словам Кулакова, подземный ход был засыпан и предан забвению.

Попав в Калининград, я решила увидеть реку, окутанную легендами и мифами, своими глазами.

 

Прогулка по волнам

 

Приехав в самый западный край России, первым делом я пошла гулять. Прогулки особенно хороши в центре, который прибрали и украсили к Чемпионату мира по футболу. Старые хрущёвки отреставрировали и превратили в милые домики в ганзейском стиле, напротив острова Канта выстроили гостиницу с рестораном, назвав все это Рыбным рынком. 

Маршрут путешествия по Преголе начинается именно отсюда, от Рыбного рынка. Здесь швартуются небольшие пассажирские лодки, вмещающие от 8 до 12 туристов. Билетик на речную прогулку сравнительно недорогой, примерно рублей четыреста в горячий сезон.

 

 

Сначала страждущим красот предлагается осмотреть остров Канта — Кнайпхоф, окруженный семью мостами. Особенно запоминается Медовый мост, который назван так, потому что некогда на нем перевернулась телега, перевозившая бочки с медом. Говорят, стропила моста до сих пор сладкие. Мост был разводным, но в рамках подготовки к чемпионату его закатали в бетон, и разводной механизм больше работает.

Следующее, на что обращаешь внимание — это калининградский Музей мирового океана. Возле набережной Петра Великого стоят на приколе несколько громадных и прекрасных морских судов. 

 

 

Вот, к примеру, «Витязь». Его соорудили в городе Бремерхафене в 1939 году. Он был банановозом – то есть кораблем, который предназначен для транспортировки разной экзотики из Африки в Европу. После войны судно использовали как исследовательское. Его оборудовали по последнему слову, начинили всевозможными приборами. В свое время «Витязь» был известен на весь мир! В 1958 году, когда корабль впервые зашел в Сан-Франциско, американские специалисты его осмотрели и доложили властям: если Америка тотчас не приступит к изготовлению таких судов, она значительно отстанет от СССР в исследованиях мирового океана.

Далее, за территорией музея, начинается порт: туда заплывать на утлой лодчонке нельзя. Там стоят океанические грузовозы и лайнеры.

 

 

В обратную сторону плывем, огибая остров Канта с иной стороны. Здесь можно полюбоваться на красивые здания, а также на советский модерн годов этак 80-90-х. После начинаются маленькие уютные виллы, ступеньками крылечек выходящие прямо к воде. Одна из таких – конечная точка путешествия. Это домик барона Мюнгхаузена. 

 

 

Реальный барон Мюнхгаузен, а точнее, Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен, ротмистр русской армии, известный как талантливый рассказчик, родился в 1735 году в Боденвердере, в Нижней Саксонии. Но поскольку в течение его бурной жизни барону не раз доводилось бывать в Кенигсберге, калининградцы считают Мюнхгаузена отчасти своим земляком. Домик Мюнхгаузена – симпатичное краснокирпичное сооружение в готическом стиле рядом с Высоким мостом. Он такой маленький, что говорят, когда Мюнгхаузен там останавливался и прилег отдохнуть, его сапог выпал в окошко и затонул! Вот недавно, вроде бы, легендарный сапог и выловили. Так повествует аудиогид.

Что же, чудесная река, волны, свежий ветер и легенды Калининграда – что может быть лучше для путешественника? Не только Мюнгхаузена, но и любого русского человека, интересующегося историей. Думаю, среди поисковиков, кладоискателей и просто любителей приборного поиска таковых немало!

Р.Юзенас