Раскол – свежий взгляд! Часть 3





Так ли уж основательно удалось искоренить язычество среди простого народа? Да похоже, что не очень. Конечно, официальной религией стало православие, только зачастую, в 17 веке, на полках рядом с иконами стояли и изображения «домашних» божков, к которым обращались за помощью в случае необходимости. Большинство обрядов связанных как с празднованием, так и с уходом из жизни проводились, помимо церковного правила, во многом в соответствии с языческой традицией. Я просто не смогу, в формате статьи раскрыть достаточно широко эту тему, но те, кому она интересна, с лёгкостью найдут огромное количество информации в интернете. Единственное, от чего хотелось бы предостеречь людей заинтересовавшихся, но никогда не сталкивавшихся с подобной тематикой, постарайтесь для начала почерпнуть сведения из официально-научных источников. Об этом написано очень много, доказательно и с приведением документальных свидетельств. Просто разобраться в том море литературы по, так называемой, альтернативной истории, нелегко и человеку искушённому, а уж тому, кто с этим не сталкивался...

Итак, продолжим. Ещё в средине 16 века, а точнее в 1551 году (7059 по старому летоисчислению) состоялся знаменитый Стоглавый собор.

Стоглавый собор – церковно-земский собор, состоявшийся в Москве, в Успенском соборе Кремля, при участии Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Об обсуждаемом там и о принятых решениях, так же достаточно информации, но нас интересует то, что как раз на этом соборе и стало очевидно, насколько же погряз народ в «поганьстве» и ереси. Под поганьством, в данном случае подразумевается следование, древним, языческим обрядам. Кстати, некоторые решения Стоглавого собора, касающиеся обрядов, были отменены Московским собором 1667 года, наложившим проклятия и на сами обряды и на придерживающихся их, в том числе и на двоеперстие.

Мало что изменилось к средине 17 века. Уж слишком срослось христианство с исконной славянской религией, по сути ведь язычество не только религия, это образ жизни. Во всяком случае, православие в том виде, в котором оно находилось среди простого люда до раскола, являлось, по меньшей мере – двоеверием. А вот это уже видимо рассматривалось как опасность. К примеру, ещё в 14 веке, известный кардинал де Эли писал: «Русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было бы сказать, что преобладало в образовавшейся смеси – христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

Но, да пусть не обидятся на меня люди искренне верующие, всё-таки христианство в чистом (Византийском) виде гораздо выгоднее правящему классу, ведь оно призывает народ быть послушным стадом, обещая в посмертии, душе жизнь вечную, лучшую.

Так может вот тот самый идеологический момент, являющийся одной из причин, пусть и не основной, реформ в Русской Православной Церкви 17 века.

Это, конечно же, всего лишь мои догадки, но справедливости ради должен заметить, далеко не только мои. Между прочим, последнее открытое выступление язычников, именно откровенных язычников, состоялось аж в 1743 году, и вызвано было поруганием могил их предков, епископом нижегородским, Дмитрием Сеченовым.

Очень хочется верить, что посетители сайта нашли в моей статье, нечто новое и интересное для себя. А те, для кого слово старообрядцы или староверы было известно лишь из передач тв да популярной литературы, заинтересуются этим вопросом. Или, по крайней мере, теперь им станет немного понятнее, что за люди носили те крестики нательные и иконки, что так часто попадаются нам на копе и при определении на форумах, обозначаются как старообрядческие.