Клад червонного золота на руинах динамитного завода

Многие ли из вас могут рассказать, что побывали на месте производства динамита? А если это будет еще и взорвавшийся от этого самого динамита завод? Такой есть у нас, в Челябинской области. Расположен он примерно в сотне километров от Челябинска, немного западнее города Кыштыма. Еще точнее – в окрестностях горы Егозы (там сейчас горнолыжный комплекс).

От самого завода мало что осталось: несколько краснокирпичных стен с арками, да бетонные блоки по территории. Есть производственный пруд и ручей рядом. Тоже, кстати, называющиеся динамитными. 

 

 

Доехать до развалин завода можно через поселок Канифольный на легковом автомобиле. В лесу, как это ни странно, есть наезженные дороги, и их много, потому лучше выдвигаться в данные места GPS-навигатором или с местным жителем, иначе есть все шансы уехать куда-либо на опушку, в чащу и вместо фотографий динамитного завода собирать грибы да ягоды. Тоже неплохо, однако не то, что нужно. 

До места добираться не так уж сложно, из окна авто можно легко заметить одну из стен разрушенного комплекса зданий. Пеший переход как таковой тут не нужен, так что добраться может любой желающий. За стеной открывается вид на другие сохранившиеся части строений. Их осталось мало. А вот почему, сейчас расскажу.

 

 

Прошлое и настоящее динамитного завода

 

Жил в свое время некий миллионер, плейбой, филантроп… Хотя нет, последнее – не совсем про него. Звали этого господина Лесли Уркварт. Он родился в Оттоманской империи в 1874 году в семье шотландских торговцев, закончил Эдинбургский университет и успел поработать в Российской империи в качестве начальника Грязе-Царицынской железной дороги. Позже сделал карьеру как управляющий нефтяного капитала в Британии, а затем вновь обратил свой взор на Россию. Кратко говоря, основал Англо-Сибирскую компанию и скупил в 1908 году кыштымские заводы. 

При Уркварте Кыштымский горный округ начал развиваться невиданными темпами: в 1910 году был основан Карабашский медеплавильный завод на базе имеющихся месторождений медно-колчеданных руд, в 1915 году завод был в числе ведущих в мире по уровню технической оснащенности. Ну а в 1916 году, видимо, памятуя о военных нуждах (все еще гремела Первая мировая), Уркварт построил динамитный завод. 

Открывался завод в торжественной обстановке. Цеха динамитного завода содержались в идеальной чистоте, рабочие ходили по ним в тряпичных тапочках, а на белые халаты пришивали деревянные пуговицы, во избежание малейшей случайной искры. 

 

Работники динамитного завода

 

Кыштымский динамит получил широкое распространение. Его использовали как в военном деле, так и в горной промышленности. Кыштымским динамитом оснащали морские мины, было освоено производство ручных гранат. К динамитному заводу вела ветка железной дороги – объемы поставок были велики.

После революции 1917 года ситуация была сложной. Проходили массовые политические забастовки рабочих. Возможно, это и послужило причиной несоблюдения техники безопасности и первого взрыва, который произошел в начале лета 1917. Выяснилось, что «взрыв на Кыштымском динамитном заводе произошел вследствие сохранения в чанах промывных вод, которые содержали следы нитроглицерина, и никакого злого умысла не было обнаружено».

Затем в стране вспыхнула Гражданская война. Белые пытались захватить динамитный завод, предпринималась попытка его взорвать. Но предприятие удалось отстоять. Трагедия приключилась много позже…

 

 

Точная дата окончательного подрыва завода неизвестна. Это либо 1927, либо 1933 год. По документам, взрыв произошел из-за ошибки при смешивании серной кислоты и глицерина. По счастливой случайности обошлось без больших жертв, при взрыве погиб лишь неудачно оказавшийся на месте сторож – Илья Иванович Захаров. Об его смерти напоминает простой железный крест на развалинах завода.

 

 

Взрыв был глобальным. Разнесло все основные постройки. Ну а то, что не разнес взрыв, разнесли местные жители: не пропадать же такому количеству качественного стройматериала!

Так что на сей день имеем то, что имеем. За стеной из красного кирпича видны бетонные опоры, остатки кирпичной кладки, уходящие под землю погреба-склады, остатки гидротехнических сооружений, канав и прочее. С другой стороны, на небольшом склоне, есть большой карьер и остатки шахты. Все это раскинулось на расстояниях в десятки метров, так что бродить по Кыштымскому динамитному заводу можно долго.

 

 

По данным копателей, особенно ловить тут нечего. Металлолом, пригодный для сдачи, попадается нечасто – тоже, наверное, был растащен рачительными местными жителями. Попадаются под катушку в изобилии старые кованые гвозди и прочий мелкий металлический мусор. Целый ковер здесь звенит.

 

 

Ну а теперь кое-что о кладах. 

 

Сокровище из червонного золота

 

По легенде, в беспокойном 1918 году недалеко от завода, возле Голой сопки, проходили жестокие бои между белой и красной армиями. Местные жители уверяют, что бои шли не за динамитный завод или за господствующую высоту, а за царский золотой обоз. И точное количество указывают: 10 конных подвод с червонным золотом, следовавшим за ссыльной семьей Романовых. Напомню, червонное золото царских времен – это золото с красноватым оттенком из-за меди, но высокой пробы – 900й. Золото следовало доставить в Челябинск, да вот не сложилось и пришлось прятать где-то в чащобах возле Кыштымского динамитного завода. Там еще со времен Демидовых сохранилось множество выработанных золотых (и не только) штолен. В одной из таких золото будто и закопали.

 

 

Однако, как мы помним, никакой царской казны за ссыльными представителями династи Романовых не возили. Все ценности у них были либо при себе, либо в небольшой ручной клади. Ни о каких несметных богатствах речи идти не могло. Однако уральские краеведы не спешат утверждать, что вся история придумана лишь для красного словца.

Оказалось, что после расстрела царской семьи, одному из главных палачей – Якову Юровскому, председателю следственной комиссии Уральского областного ревтрибунала, было поручено задание особой важности. Суть секретной миссии заключалась в консолидации ценностей царской семьи (личных украшений и отдельных предметов из ручной клади), семейного архива царя, а также сбор с уральских банков золотого запаса и вывоза всего этого богатства в Москву. Всего было собрано около 4 тысяч пудов золота, что в эквиваленте на килограммы составляет порядка 65,5 тонн. Вполне возможно, что в процессе транспортировки отдельные отряды белых попытались перехватить ценный груз, тогда и случилось то самое локальное боестолкновение. 

При всем этом есть и архивные документы, подтверждающие, что Юровской все же доставил ценный груз в столицу. Были потери по ходу процесса транспортировки или нет – не указано. Так что легенда о подводах с золотом возникла не на пустом месте.

Многие годы вокруг Кыштымского динамитного завода копали сотни людей. Конечно, они надеялись найти то самое золото. Усердствовали и сами динамитчики (работники завода) – приходили пораньше на работу, чтобы успеть покопать, отлучались в обеденный перерыв, а то и вовсе забывали свои производственные обязанности. Может быть, как раз поэтому в итоге взрыв разметал все производственное оборудование, сорвал кровлю, оставив лишь крепкие стены…

 

 

У вас тоже есть возможность поискать это золото. Почему бы и нет? А не найдете, так на живописные развалины и технологические озера посмотрите.

 

Д. Таскин