Раскол – свежий взгляд!

Практически каждому любителю приборного поиска в средней полосе и более северных районах России наверняка приходилось слышать о старообрядцах. Многие копали на местах бывших старообрядческих деревень и скитов. Но что мы знаем о них? Люди много работали, были довольно зажиточными, не приветствовали употребление спиртного, крестились как то иначе и не признавали РПЦ. Те, кому довелось поработать с документами, знают чуть больше, налогом они облагались повышенным, местным властям вменялось в обязанность обращать староверов к официальному православию, иногда на их скиты устраивались облавы, правда, это было уже довольно давно. Знаем о суровости приверженцев древней веры в вопросах морали, их честности в делах. В общем, по большому счёту то, что мы о них знаем, это частности.

А что известно о самом расколе? На самом деле официальную версию о причинах раскола, с разным количеством подробностей, больше ничего. Что такое официальная версия? Причины церковного раскола на Руси были чисто идеологическими. Вопросы обрядности, проведения служб, написания икон. Приведение всего государства к единой мерке в этих вопросах, т.к. было когда то допущено слишком много неточностей и ошибок при переводах и переписи изначальных книг, пришедших из Византии. Ещё говорят иногда о личных амбициях патриарха Никона, страстно желавшего поставить Церковь над государством, где духовный владыка был бы выше царя. Причём эту версию, за исключением амбиций Никона, причин раскола поддерживали и теперь поддерживают обе стороны. Естественно каждый со своей правдой, ведь и РПЦ и Русской Старообрядческой Церкви хочется выглядеть борцами за идею, причём исключительно за идею!

Конечно, я не являюсь профессиональным историком и мне доступно не так много материалов относящихся к расколу. Просто когда я заинтересовался этим вопросом, взялся читать и изучать всё то, что смог найти, не только исторические труды, но и статьи во всевозможных изданиях, мне начала открываться несколько иная картина – экономическая.

Разумеется, к подобным мыслям я пришёл не первый и не единственный, кроме того нельзя конечно же полностью исключать и идеологическую составляющую вопроса. В этой статье мне просто хочется поделиться своими мыслями и тем, что думают о причинах раскола некоторые исследователи. Впрочем, только поделиться, без всяких претензий на безусловную истинность своих рассуждений.

Конечно, мы очень немного прикоснёмся к данной теме, слишком она обширна, сложна, да и вообще неоднозначна. Но я постараюсь отметить основные моменты, которые, на мой взгляд, доказывают то, что причины раскола были вызваны экономическими интересами.

Главная причина раскола Русской Православной Церкви в 17 веке – передел собственности и наличных денежных средств. Страна оправлялась от безумства Великой Смуты, была окружена со всех сторон врагами, жаждущими территорий и богатств. И в это-то время царю Алексею Михайловичу вдруг становится необходимо произвести Никона в патриархи, переиздать церковные книги и заставить всех креститься тремя перстами. Он что не понимал, что подобными действиями развяжет гражданскую, религиозную войну?

Куда бы привела такая война, какие убытки могла принести? Но если сидящие в Кремле и новоиспеченный патриарх были готовы к братоубийственной войне и к огромным убыткам, значит, прибыль от неё должна была быть куда значительней убытков.

Например, вот какую любопытную информацию мне напомнили в одном издании, именно напомнили т.к. об этом можно было прочитать в школьных учебниках. Казачки-разбойнички с Волги грабили караваны судов патриарха Русской Церкви. Кто и куда мог перевозить целые караваны церковной утвари? Ведь речь то идёт не об одном, двух случаях. На самом деле всё объясняется просто, это были флотилии торговых судов, которые пересекали моря и реки под флагом патриарха. И что показательно, никаких налогов с этого бизнеса в царскую казну не платилось, потому и воеводы не очень-то рвались пресекать казацкие шалости. Флотилии эти бороздили Волгу и Дон, волны Балтийского, Баренцева и Белого морей. Это только торгово-рыболовецкий флот. Помимо него Русская Церковь владела ко времени раскола, т.е. средине 17 века лесными угодьями, судостроительными верфями, монастырскими крестьянами, лечебницами и аптеками, ремесленными производствами, мыловарнями, солеварнями, мельницами, пекарнями, типографиями, ткацкими, обувными и ювелирными мастерскими, приисками, складами, торговыми лавками, гостиницами и кузнями. А винокурение, это на Руси то?

Само собой, никаких налогов в казну от этой коммерческой деятельности не поступало.

Кроме всего перечисленного, Церковь имела во владении огромное количество объектов недвижимости. А ведь любой монастырь мог, в нужный момент стать крепостью, которую не так-то просто взять. Чего только стоило знаменитое «Соловецкое сидение», растянувшееся на восемь лет, дорого же обошлось царским войскам взятие Соловецкого монастыря, да и стало то возможным благодаря предательству.

Сам последний старообрядческий патриарх всея Руси Иосиф, ко времени начала раскола, имел у себя запасы драгоценных металлов, камней и огромный по тем временам капитал рублями, полностью неподконтрольные государству и царю. Получается, Церковь в Московской Руси, до раскола, являлась государством в государстве ничем не зависящим от Кремля. А вот любой человек царя, неважно холоп или боярин, являлся паствой Церкви. Ведь для человека того времени не получить благословение, да и многое другое, вплоть до отпевания, в храме – катастрофа!

Продолжение следует……….


Д. Нукратец.