Чудские бронзовые ящеры

Если вы немного помните историю Руси, то прекрасно знаете, что случилось в 1242 году. А если не помните, то мы вам напомним: в это время новгородский князь Александр Невский разбил рыцарей Ливонского ордена на льду Чудского озера. Но не подвиг русского полководца сейчас имеет для нас значение, а знакомое по тем событиям название озера. Оно явно связано с прежними хозяевами этих территорий – древним народом чудь.

 

Чудское озеро

 

И на Псковщине, и в Ленинградской и Новгородской областях, на Вологдчине и Кольском полуострове, на Архангельском Севере до сих пор жива память о некогда жившем здесь народе: сохранилась она не только в легендах и сказаниях, но и в многочисленных географических названиях. Река Чудь, город Чудов, Чудна волость, Чудонов двор и так далее.

О взаимоотношениях народов в самом начале «совместного проживания» есть записи и в «Повести временных лет», где в 859 году летописец сообщает, что «варяги из заморья обложили данью чудь, мерю и хазаров». Есть упоминания и в записях за 882 год, когда Олег «отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь и пришел к Смоленску и взял город». В 1030 году Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь («и победил их, и поставил город Юрьев»). 

Этот странный народ поселился по берегам Камы во II-I вв. до н.э. Сегодня от этого древнего народа осталось не так много, в основном, бронзовое литье. Одним из главных артефактов здесь являются медные и бронзовые украшения с изображением ящера. Ящер изображался везде: на предметах культа, быта, на украшениях. Сегодня никто не может сказать, как на языке древней чуди звучало название этого ящера, потому что язык этого легендарного народа исчез так же, как и само неведомое племя.

 

 

Что это были за ящеры? Над загадкой ломали головы многие исследователи и ученые.

Одним из первых исследователей чудского литья был академик Д. Н. Анучин, так описывавший изображения: «Среди чуди было широко распространенно представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогами и напоминающими отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимися более или менее коротким хвостом».

 

 

В последнее время это явление, проникновение художников этого народа, населявшего берега Камы, тех кого называли чудью, в доисторическую палеонтологию, связывают с деятельностью тех же чудских металлургов.

Русский ученый − академик Лепехин - сообщал такие сведения о добыче руды чудскими горняками: «жившая тут чудь только самую лучшую руду отбирала»; «лазя под землей наподобие кротов, отковыривала лучшую руду». Еще в 30-х гг. XIX в. при проходке горных выработок в медистых песчаниках были найдены остатки древних пресмыкающихся, и, изученные профессором Ефремовым, были названы им «фауной медистых песчаников». Зверообразные пресмыкающиеся поучили название дейноцефалов – «страшноголовых ящеров».

«Встреча» чудских горняков с останками ископаемых ящеров могла произойти в подземных горизонтах медистых песчаников при добыче руды. А раз есть кости, могли решить чудские старатели, то жили и подобные существа. Может быть, поэтому на своих бляшках древние кузнецы отобразили эти знания…

 

 

Есть и другая версия, которой придерживаются публичные источники. Выдвинуто предположение, что на Урале во времена чуди жили крокодилы.

Вот, например, что сообщает «Таинственный Урал»: «На момент существования чудской культуры гигантские пресмыкающиеся уже давно вымерли! Доподлинно установлено, что последние прародители современных крокодилов покинули цепочку эволюции 12 000 лет назад, на рубеже мезозойской и кайнозойской эры. Отсюда следует, что люди, жившие тысячи лет спустя, знали о существовании данного вида, при том настолько хорошо представляли его, что в мельчайших деталях прорисовывали образ вымершего животного. Нужно заметить, что ящер в мифологеме чудских народов присутствует наравне с другими представителями животного мира: лосем, медведем, птицей, бобром, рыбой и змей. Из этого следует, что крокодилоподобные существа были частью окружающего мира, причем, столь же обыденной, что медведь или птица. Заметьте, что в образках не сохранился образ мамонта, льва или шерстистого носорога, чьи останки гипотетически могли обнаружить люди. А огромный ящер – есть! …совокупность таких факторов, как наличие образа ящера в предмете культа и аналогичные примеры из животного мира, заставляют всерьез задуматься о том, что в определенный исторический период в отдельных районах Урала могли обитать существа, похожие на современных крокодилов».

 

 

Впрочем, иные ученые не разделяют столь смелых идей и утверждений, пытаясь объяснить образ ящера в Пермском зверином стиле ошибочной трактовой сути изображения. Согласно данной теории чудские металлурги отливали вовсе не крокодилоподобных ящеров, а гигантских рыб – белугу или щуку. Если щука до сих пор обитает по всему Волго-Камскому бассейну, белуга из местных вод исчезла, но несколько столетий назад и вправду водилась здесь в огромных количествах. Известно, что данные виды могут достигать огромных размеров, конечно же, рекордсменом среди всех является белуга, длина которой может составлять несколько метров. 

Что же касается конечностей, которые отчетливо видны у ящера, то на самом деле они таковыми не являются. Ученые объяснили эти элементы «вольным» домыслом художника оформлявшего литейную форму.

 

 

В любом случае, точно установить, видели чудские мастера крокодилов или их кости, пока не удается. Так что разгадка этой тайны – дело будущего. 

Д. Таскин