Думала, что такое бывает только в кино

Начало

Продолжение

 

Она видела картину темной ночи. К дому, возле которого мы копали, и на стену которого моя подопечная имела неосторожность положить руку, медленно подходит богато одетый мужчина в длинном плаще.

 

 

На его поясе позвякивает тяжелый меч, который хорошо видно, когда порыв ветра поднимает плащ. За странным мужчиной следуют два человека с длинными копьями в руках. Рука в перчатке стучит тяжелым дверным кольцом несколько раз. Верхняя створка открывается. За ней обеспокоенное лицо женщины. О чем они говорили, моя подопечная не разобрала. Только вскоре дверь быстро открылась, мужчина в плаще прошел внутрь. Потом очень скоро вышел, держа на руках рыжеволосого ребенка, совсем маленького. Подул ветер, капюшон с головы слетел, оказалось, что ночной гость тоже имел огненно-рыжие волосы. Мужчина поспешил прочь от каменного дома, из дверей которого выбежала вслед за ним плачущая женщина. Ночной гость поспешил в сторону леса, а два суровых стража копьями перекрыли дорогу его матери. Потом в видении моей подопечной было мгновение полной темноты. Затем страшная картина ребенка на зеленой траве лесной поляны и меч над ним...

Именно на этой картине я, ничего не подозревая о ярких картинах в голове моей подопечной, прервала весь этот кошмар, отняв руку моей спутницы от старой толстенной каменной стены.

 

 

Скажу честно. История, конечно же, меня впечатлила, но сами понимаете, мало ли чего может привидеться человеку, который несколько лет не выходит из сильной депрессии! Но, на всякий случай, я спросила у вернувшегося хозяина дома, не знает ли он о странных сказах, легендах и необычных историях этих мест. Он, к моему удивлению, поведал историю про то, как какие-то любители походить с металлодетектором на поле за рекой нашли останки трех расстрелянных во время гражданской войны жителей этой деревни, служивших на стороне республиканцев и бежавших из плена (Форт Сан Кристобаль). И что этим трем расстрелянным героям была поставлена в центре деревни каменная стела с надписью.

Вот это номер! Нежданно-негаданно я услышала о подвигах нашей дружной компании. Именно мы несколько лет назад копали на том поле. И мне под катушку попалось сразу несколько одинаковых мундирных пуговиц, серебряная обручалка с типичным узором, как принято у местных басков, кокарда, гильзы и патроны. Когда копала, выскочила часть бедренной кости. Мы с ребятами тогда посовещались и сообщили, куда надо. Подождали патруль, подписали акт и уехали. Я уже и забыла о том случае. А тут мне неожиданно напомнили о давнем выезде, солнечном дне и о не очень приятной находке. Ну да ладно, это к нашей теперешней истории не относится. 

 

 

Где же мне искать подтверждение или опровержение непонятных видений? По приезду домой после смены я бросилась к компьютеру. У меня есть кодовый пароль к некоторым архивным документам, которые уже успели дегитализировать, неполные тексты, конечно, а только краткое содержание. Просидела весь вечер. Ничего подходящего. Неужели все было бредом больного человека?

Для успокоения совести, и чтоб уж навсегда выбросить эту историю из головы, забежала в короткие свободные часы в центральный архив Наварры. Запросила список документов по тому месту. И... Вот так удача! В списке значились летописи небольшого замка Эчалаз, принадлежащего ранее и сейчас семье бывшего знатного идальго.

 

 

Мрачные стены именно этого замка мы видели за деревьями, когда копали на том злополучном поле всего в нескольких сотнях метров от нужного мне места. Я попросила принести мне летописи, которые оказались несколькими тяжелыми толстенными книгами, исписанными жутким для понимания старинным языком.

Читать, как обычно, было очень сложно. Начало было датировано 1087 годом, именно тогда эти земли были подарены королем рыцарю знатного баскского рода Аянз. На самом красивом месте территории был возведен замок и назван Аксалаз (название до сих пор красуется над входом в замок). Кстати, у басков традиция, давать дому имя. Даже в наши дни совершенно новым частным домам тут присваивают имена.

Аксалаз на языке басков и Эчалаз на испанском. Герб этой знатной семьи удивил своей простотой, он был нарисован и описан тут же, на первой странице. На нем были изображены чернью два котла на золотом фоне. Именно с таким гербом на щите и сражались рыцари рода Аянз. На ближайшем холме от замка была построена церковь, под холмом несколько добротных каменных домов для тех, кто будет прислуживать в замке и работать на землях хозяев замка, это и была деревня, по которой мы гуляли с моей подопечной.

 

 

Прочитала я несколько первых страниц летописи. Очень интересно, конечно, но меня интересовал совершенно другой временной период. Нашла увесистый том XV-XVI века. Снова углубилась в чтение.

Вот оно! Кажется, именно это мне и надо. Речь шла о рыжеволосом хозяине замка по имени Эрнандо де Аянз (Hernando de Ayanz). Он был рыцарем Оредена Калатравы, даже удалось найти данные о его заработке, как рыцаря Ордена и защитника специальных информаторов по доходам от пожертвований в Орден. Начало ежемесячных оплат в сумме 38 000 мараведи записано 1579 годом. 

 

 

Так вот, в летописях сказано, что собираясь в один из походов по сопровождению информаторов и сборщиков пожертвований для Ордена Калатравы, неженатый Эрнандо де Аянз все свое добро отписал по завещанию внебрачному сыну, жившему со своей матерью в деревне, по которой мы гуляли. Из похода знатный рыцарь не вернулся. Когда кинулись искать наследника, такого же рыжеволосого, как и его знатный отец, наследник бесследно исчез. А его мать к тому моменту покончила с собой. Так что даже и поспрашивать было не у кого. Остальные немногочисленные жители небольшой деревушки ничего не знали или же делали вид, что не знают. 

Так что замок и все имущество богатого Эрнандо де Аянз перешло к одному из его доселе обделенных родственников, а именно - к более бедному Феррану Мартинез де Аянз (Ferrán Martínez de Ayanz), служившему на тот момент главным оруженосцем у знатного идальго из рода Мединуэта (Medinueta). Позже, после получения наследства, Ферран удачно женился на дочке богача из соседнего замка Гуендулаин. 

Вот такая история. Возможно то, что увидела моя подопечная, и было бесследным исчезновением богатого рыжеволосого наследника, единственного на всю деревню мальчика с огненной шевелюрой. Во всяком случае, очень похоже на то. А что касается поисков на приусадебном участке того злополучного дома, то я туда обязательно поеду покопать. Ведь разрешение добродушного хозяина никто не отменял. Там еще приличных размеров территория осталась необследованной.

Удачи нам всем, дорогие любители походить с металлодетектором!

Татьяна Наваррика