Золотые талеры Ивана III – легенда и реальность

Впервые эту странную монету упомянул в своей «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин. Он отметил, что золотой талер Ивана III был отчеканен из руды, добытой на реке Цильме (в нынешней республике Коми). 

«С того времени мы начали сами добывать, плавить металлы и чеканить монету из своего серебра; имели и золотые деньги или медали Российские», - подчеркивает Карамзин. 

 

Золотой талер Ивана III - копия

 

Однако сегодня труд Карамзина не рассматривается как строгое научное исследование. Еще сам А.С. Пушкин подметил, что «История» представляет собой литературное произведение, в которое автор включил свои представления о рассказываемых событиях и существовавшие тогда научные версии. Кроме того, два века, прошедших с момента публикации серии книг Карамзина, наука накопила много новых данных.

 

История появления талеров

 

В Европе на рубеже XV-XVI веков начала бурно развиваться торговля, и потребовались новые денежные знаки – как номиналы, так и просто большое их количество. В ходу тогда были гульдены из золота и монеты помельче – гроши из серебра. Это была своеобразная европейская единая валюта. Золота же в Европе на монетную чеканку было взять неоткуда, зато имелось много серебряных рудников. Вследствие этого возникла идея запуска в оборот крупной серебряной монеты, равной по достоинству золотой. Так появился гульденгрошен. Первые такие монеты, весившие около 30 грамм, были отчеканены в 1486 году на монетном дворе эрцгерцога Сигизмунда в городе Халль в Тироле (Австрия). В 1518 году гульденгрошены начал чеканить граф Шлик на северо-западе Богемии в городе Иоахимсталь (ныне Яхимов в Чехии). Неподалеку располагались лучшие серебряные рудники в Европе.

Монета из Иоахимсталя стала называться иоахимсталером (по другим данным, ее название первоначально было еще более сложным - иоахимсталергульденгрошен). Благодаря массовой чеканке иоахимсталер массово разошелся по Европе и потерял первую половину названия, оставшись просто талером.

 

 

Таким образом, мы видим, что понятие «талер» (как и сама крупная серебряная монета) появилась в Европе не ранее 1518 года. Иван III умер в 1505 году, следовательно, ничего о талере он знать не мог. 

 

Талер на Руси

 

На Руси иоахимсталер тоже котировался. Но если европейцы откинули первую часть названия, то русские пренебрегли последней. Так монета стала называться «иоахим», а если проще, то «ефим», или «ефимок». Надо сказать, что внутренней валютой Руси ефимки не были. Их использовали, в основном, для расчетов с иноземцами – наемниками, купцами. 

В ходу же были иные денежные единицы. При Иване III активно чеканили денгу московскую (московку), на одной стороне которой был изображен всадник с поднятой саблей на скачущем коне, на другой - имя царя и титул «господарь всея Руси». Всадник с саблей (или мечом) дал обиходное название этим монетам - «мечевые». Кроме того, в этот период Великий Новгород чеканил новгородскую денгу (новгородку), на которой была изображена двухфигурная композиция: левая фигура в одежде и короне с жезлом, а правая стоит в так называемой просительной позе. На оборотной стороне - надпись «Великого Новгорода».

Именно последняя денга, новгородка, стала прототипом для создания «копейных» денег, или копеек, появившихся в результате реформы 1534 года, проведенной Еленой Глинской, матерью Ивана IV Грозного.

Денежные реформы в России проходили довольно сложно. Так, сто с лишним лет спустя, в 1654 году была предпринята очень неудачная попытка проведения таковой реформы. По указу царя Алексея Михайловича было решено выпустить свою серебряную монету (рублевик), равноценную талеру. Проблема с сырьем решалась просто: брался обычный талер (ефимок) и перечеканивался. Точнее, изображения на них сбивались, а затем шел оригинальный чекан. Все это делалось вручную, и с работой мастера не справлялись. Чеканку прекратили. А уже в 1655 году решил проблему так: на ефимках начали делать надчекан: ставили два клейма -изображение царя на коне и дату «1655» или иную. Такие монеты назывались «ефимок с признаком».

 

 

По данным отечественных нумизматов, только за год в оборот поступило более миллиона ефимков с признаком. Тут же началась страшная путаница из-за курса денег, так что в 1659 году, через 4 года, ефимки с признаком пришлось изъять у населения, а выпуск прекратить. Но как расчетно-счетная единица ефимки сохранились и в более поздний период.

А в 1798 году даже был выдвинут проект выпуска русских ефимков. Сохранилось несколько пробных монет, номинал которых был обозначен именно как «ефимок». Идея не была воплощена в жизнь.

 

 

Валашский талер

 

Теперь обратимся снова к загадочному талеру Ивана III. Посмотрим, как изделие описано в «Истории» Карамзина. В главе V шестого тома сообщается: «В собрании наших древностей хранится снимок золотой медали 1497 года с изображением Св. Николая: в надписи сказано, что Великий Государь вылил сей единый талер из золота для Княгини своей Феодосии». В примечании № 361 также упоминается, что «снимок» хранится в Монетном кабинете Эрмитажа. 

И он действительно там хранился. Данное изделие было известно ученым еще с XVIII века как «золотой талер князя Василия Даниловича Холмского». Этот князь в 1500 году женился на дочери Ивана III Феодосии. Изделие представляло собой золотой круг диаметром 4,7 см, толщиной около 2 мм и весом почти 64 г. Оригинал был украден во второй половине XIX в., но существовало три его литых копии, сегодня одна из них и хранится в Государственном Эрмитаже.

На одной стороне «талера» находится изображение Николая Чудотворца, за плечами которого расположены Спаситель и Богородица. На ризе святого – некое нерасшифрованное клеймо. На другой стороне – надпись на «церковнославянском» языке в пять строк. Текст можно разобрать как «един талер злат… подарова кнегине своа Тодосиа». Считалось, что ошибки в тексте допущены мастером-иностранцем, который резал форму для отливки талера. Из-за имени «Тодосиа» Карамзин и отнес это изделие ко времени Ивана III.

 

 

Однако талер не оставили в покое и продолжили исследовать. В конце XIX века ученым удалось расшифровать надпись более точно, а также было проведено сравнение «талера» с другими монетами и медалями. Надпись в переводе на русский современный звучит так: «Никор, великий дворник Горной земли, сотворил един талер злат сей лета 1496 г. и подарил княгине своей Тодосии». Никор - употребительная в Румынии форма имени Николай. Великий Дворник - сан молдавского вельможи. Горная земля - верхняя или северная часть Молдавии (Валахия). Тодосиа - употребительное в Молдавии женское имя. А «испорченный» церковно-славянский язык в свое время был официальным языком Румынии.

Вот так и получилось, что «талер Ивана III» оказался золотым валашским талером конца XV века, который, к тому же, был выполнен как украшение для женщины. Сегодня в Эрмитаже он так и подписан.

Вывод: золотой талер Ивана III – это легенда родом из XVIII века. Ни к Ивану III, ни к золоту, добытому на реке Цильме, он отношения не имеет. А вот откуда на монете 1496 года появилась четкая надпись «талер», когда еще не существовало такого понятия, ученым предстоит выяснить…

Д. Таскин

по статье А. А. Иевлева